Содержание
Среди приведенного перечня обозначьте критерий выделения высшего, среднего, низшего классов в западной
Ответы к тесту
1. (1: б; 2: в)
2. (а, б, д)
3. (1: г, д, е, ж; 2: а, б, в)
4. (а)
5. (в)
6. (в)
7. (а, б)
8. (а, в, е)
9. (б)
10. (г)
11. (в)
12. (а, г)
13. (б, в, а)
14. (б)
15. (а)
16. (б, в)
17. (б)
18. (а, б)
19. (б)
20. (1: б, з; 2: в, г, д, е; 3: а)
1. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл,
вкладываемый в понятие «общество» в узком и широком смысле:
1) общество
(в широком смысле);
а) народ;
б) обособившаяся от природы
2) общество (в узком смысле);
часть материального мира;
в) исторический этап развития общества.
2. Из приведенного перечня выделите черты, присущие
обществу как социальной системе:
а) сверхсложность;
б) устойчивость в развитии;
в) рефлективность;
г) иррациональность;
д) изменчивость;
е) неустойчивость, слабая предсказуемость развития.
3. У социальной философии и социологии очень широкая
область совпадения объекта изучения. Определите, к какой науке относятся приведенные ниже характеристики:
1) соцальная философия;
2) социология;
а) позитивная наука об обществе;
б) предметом науки являются социальные факты;
в) наука о социальном поведении, которое она стремится понять и исследовать;
г) раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества и его отличия от природы;
д) наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования определенных социальных систем, наука о механизмах действия и проявления этих законов и законномерностей в деятельности людей, социальных общностей, классов, народов;
е) исследование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы;
ж) решение общественных проблем на основе научных методов познания действиительности, на основе методов эмпирической науки.
4. Укажите, кто и когда в европейской философии поста-
вил проблему специфики исторического (гуманитарного, социально-философского) познания:
а) В. Виндельбанд и Г. Риккерт в конце ХIХ – начале ХХ вв.;
б) И. Кант в конце ХVIII в.;
в) Ф. Бэкон в ХVII в.
5. Выделите способ постижения социальной, человеческой реальности, о котором говорит русский философ ХХ в. М.М. Бахтин: «Гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении … При объяснении
только одно сознание, при понимании – два сознания, два субъекта»:
а) мистическое откровение;
б) интуитивное проникновение;
в) понимание.
6. Выберите правильное определение общественного сознания:
а) общественное сознание есть осознание того, что развитие общества зависит от личности главы государства;
б) общественное сознание есть осознание необходимости
рационального отношения к воспитанию будущих поколений и к самому человеку;
в) общественное сознание есть осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
7. Выделите уровни общественного сознания:
а) обыденное и теоретическое сознание;
б) общественная психология и идеология;
в) осознание политического строя государства;
г) осознание собственных прав и обязанностей;
д) осознание места и роли личности в обществе.
8. Какие из перечисленных феноменов являются формами
общественного сознания?
а) религия;
б) жилищные проблемы гражданина;
в) наука и философия;
г) свобода;
д) нравственные отношения;
е) мораль.
9. Верно ли суждение о том, что теоретическое сознание
неспособно влиять на общественное сознание и видоизменять
его?
а) да; б) нет.
10. Что, на ваш взгляд, является критерием гуманности общества?
а) степень защищенности от преступного мира;
б) возможность получить желаемое образование;
в) степень свободы;
г) уровень удовлетворения материальных и духовных
потребностей личности.
11. Выделите наиболее точную характеристику социальных отношений:
а) отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения;
б) взаимоотношения людей по отношению к собственности;
в) связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них.
12. Назовите основные типы социальной деятельности людей:
а) духовная; г) материальная;
б) иррациональная; д) осознанная;
в) регулятивная; г) обслуживающая.
13. Расположите этносоциальные группы в порядке их появления в ходе исторического развития общества:
а) нации;
б) родоплеменные объединения;
в) народности.
14. Установите, правильно ли дано определение нации.
«Нация – это социальная общность людей, объединенных единым происхождением, культурой, языком и психологическим складом, образом жизни, территорией».
а) да; б) нет.
15. Назовите мыслителя ХIХ в., выделившего социально –
экономический класс в качестве главного элемента социальной
структуры общества:
а) К. Маркс; в) М. Бакунин.
б) Л. Фейербах;
16. Среди приведенного перечня обозначьте критерий выделения высшего, среднего, низшего классов в западной социологии ХХ в.:
а) отношение к собственности;
б) размер доходов;
в) социальный престиж.
17. Из приведенного перечня выделите основу жизни общества в понимании марксизма:
а) семейный быт;
б) общественное материальное производство;
в) сфера торговли;
г) природное окружение.
18. Расположите различные системы хозяйствования в порядке исторического формирования:
а) система натурального хозяйства;
б) система рыночного хозяйства.
19. Выберите правильное, на ваш взгляд, определение понятия «страта»:
а) форма научного познания;
б) элемент социальной структуры общества;
в) один из элементов атмосферы.
20. Распределите основные элементы уровней социальной
структуры:
1) макросоциальная; а) семья;
структура; б) класс;
2) мезосоциальная в) нация;
структура; г) подростковые группы;
3) микросоциальная д) студенческие группы;
структура е) африканцы, европейцы, азиаты;
ж) средний класс;
з) социальные страты.