Содержание
Процесс формирования и закрепления комплекса социальных норм, правил, статусов и ролей называется
Кейс 1.
«Процесс формирования личности включает в себя целенаправленное систематическое воздействие на человека, формирование его поведения в со ++Ответствии с действующими нормативными моделями и спонтанное освоение индивидами в течение всей жизни социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в данном обществе. Это двусторонний процесс состоит, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, а с другой – в усвоении индивидом символов и ценностей, в переходе внешних процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания.
Согласно Дж. Миду, личность формируется путем имитации действий взрослых, участия в ролевых и коллективных (организованных) играх. Групповые нормы и стандарты поведения Дж. Мид определил как «обобщенное другое».
Задание 1.
Переход внешних процессов во внутренние процессы сознания называется ...
1) воспитанием;
2) имитацией;
3) социализацией;
4) интериоризацией.
++Ответ: 4.
Задание 2.
Установите со ответствие между понятиями и их определениями.
1) Целенаправленное систематическое воздействие на человека, формирование его поведения в со ответствии с действующими нормативными моделями.
2) Спонтанное освоение индивидом в течение всей жизни социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в данном обществе.
3) Термин, введенный Дж. Мидом, для обозначения групповых норм и стандартов поведения, которые ребенок осваивает в процессе социализации.
- воспитание;
- социализация;
- обобщенный другой;
- значимый другой.
++Ответ: 1 – воспитание;
2 – социализация;
3 – обобщенный другой.
Кейс 2.
«Процесс образования социального института включает формирование и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей. В этом процессе выделяют ряд этапов:
- материальное и символическое оформление институциональной структуры;
- разработка правил и процедур;
-определение потребности, удовлетворение которой требует совместных действий;
- замена спонтанного и экспериментального поведения предсказуемым и регулируемым.
Институты в современном обществе выполняют множество функций. Некоторые из них декларируются в кодексах, программах, уставах, другие являются незапланированными и скрытыми. Основные функции – регулировать производство и распределение продуктов, принимать решения, касающихся коллективных интересов».
Задание 1.
Процесс формирования и закрепления комплекса социальных норм, правил, статусов и ролей называется
1) функционализацией;
2) институционализацией;
3) стратификацией;
4) социализацией.
++Ответ: 2.
Задание 2.
Установите со ++Ответствие между понятиями и их определениями:
1. Институциональные комплексы, реализующие производство и распределение продуктов и услуг.
2. Учреждения, организованные для регулирования принятия решений, касающихся коллективных интересов.
3. Система правил и ролей, обеспечивающая первичную социализацию и передачу социального опыта.
- государство;
- образование;
- семья;
- экономика.
++Ответ: 1 – экономика;
2 – государство;
3 – семья.
Кейс 3.
«Социология использует совокупность понятий для характеристики разных уровней человека как биосоциального существа, конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребнстей, интересов, ценностей, а также психологических и культурных особенностей, сформированных уникальными условиями жизнедеятельности. Но особенно интересует социологов целостность социальных свойств человека, являющихся продуктом общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности, общения. В системе социальных свойств важную роль играют индивид, социальные потребности, знания, навыки, ценности и принципы».
Задание 1
Активное взаимодействие и общение являются необходимым условием формирования
1) личности;
2) ребенка;
3) человека;
4) индивида.
++Ответ: 1.