Содержание
Дайте полную логическую характеристику понятиям: Внук, прокурор, средства массовой информации
1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку,
если она есть:
А) Во всех помещениях университета курение запрещено, курить в университете разрешается
только в специально отведенных местах.
Б) Снег уже не растает до весны. – Наступил декабрь.
2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
Внук, прокурор, средства массовой информации, автор романа «Война и мир», коллегия
адвокатов, живой труп.
3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:
А) Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.
Б) Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар.
4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:
А) Порок есть противоположность добродетели.
Б) Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.
В) Консенсус – термин, пришедший из латинского языка, означает согласие, общее мнение.
5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными
способами):
Акция, хищник, педагог, студент, вина, ответственность.
6. Определите вид следующих суждений:
А) Все химические элементы обладают атомным весом.
Б) Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет.
В) Есть на свете добрые люди.
7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.
Некоторые люди говорят правду.
8. Охарактеризуйте следующие вопросы:
А) Между кем и кем была русско-японская война?
Б) Для чего создана система МЧС?
В) И какой же русский не любит быстрой езды?
9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?
А) Все травоядные питаются растительной пищей.
Все тигры не питаются растительной пищей.
Б) Все отличники не получают двоек.
Мой друг – не отличник.
В) Это действие или дозволено, или запрещено.
Оно не дозволено.
10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:
А) Некоторые из договоров об аренде помещения были расторгнуты, а данный контракт является
договором об аренде помещения.
Б) Я - литератор, следовательно, я тощ и легковесен.
11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид
индукции.
Слово «аппендицит» обозначает воспаление аппендикса, слово «бронхит» обозначает воспаление
бронхов, слово «ринит» обозначает воспаление носовой полости. Значит, все слова,
оканчивающиеся на «-ит», в том числе и «целлюлит» обозначают какое-нибудь воспаление.