Содержание
Обсудите плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. Прокомментируйте теорему избыточной мощности
1. Опишите динамический аспект положения фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде? Какую роль играют повторные дифференциации продукта?
Когда прибыль от продажи товара начинает снижаться, фирма – монополист проводит новую дифференциацию своей продукции, что ведет к дальнейшему витку уже описанного в предыдущем вопросе процесса. Таким образом, цикл жизни каждого вида продукции, произведенного фирмой, включает в себя и период высоких прибылей, и период их снижения вплоть до нуля, причем на последнем этапе на смену старой разновидности товара приходит новая, полученная вследствие повторной дифференциации, и начинает свой собственный цикл. Вывод: в динамическом аспекте на рынке монополистической конкуренции существуют предпосылки для получения экономической прибыли.
2. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.
Позитивные стороны:
Информирует покупателя и выявляет его потребностей (повышает эффективность потребления)
Способствует расширению производства и снижению издержек
Помогает финансировать некоммерческие информационные потоки в обществе (им платят за размещение рекламы)
Негативные стороны:
Способствует созданию искусственных потребностей
В некоторых случаях реклама вредит здоровью людей (алкоголь, сигареты) или общественному спокойствию (оружие)
Повышает издержки производителей, а, со++ Ответственно, и цену товара, что негативно сказывается на потребителе
Возможен риск возникновения эффекта самонейтрализации рекламы (при выпуске большого количества рекламы однотипных товаров потребитель дезориентируется и не обращает на нее внимания)
3. Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике?
В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и других отраслей как у нас в стране, так и за рубежом. Более того, при значительной степени дифференциации продукции любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции.
4. Обсудите плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. Прокомментируйте “теорему избыточной мощности”.
В условиях монополистической конкуренции производитель получает большую свободу в выборе ценовой политики и типа продукции. Потребитель же получает большее разнообразие товаров, но при этом по большим ценам в сравнении с совершенной конкуренцией. В этом и заключается суть “теоремы избыточной мощности” – потребитель платит за разнообразие продукции, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы и покупатели готовы заплатить за дополнительную единицу продукции больше, чем израсходует на ее производство фирма, которой увеличивать производство не выгодно. Чем выше дифференциация, тем сильнее этот эффект.
Б. Характеризуя равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде, специально обоснуйте следующие моменты:
Почему долговременная кривая спроса займет положение касательной по отношению к кривой средних общих издержек, а не пройдет выше или ниже?
• отношению к кривой средних общих издержек, а не пройдет выше или ниже?
Если кривая спроса пройдет выше или ниже кривой средних общих издержек, то создастся область экономической прибыли или убытков, что вызовет приток (или, со++ Ответственно, отток) ресурсов из сегмента, то есть сработает механизм, описанный в вопросе 6 пункта А, который приведет кривую спроса к положению касательной по отношению к кривой средних общих издержек.
Может ли равновесие при монополистической конкуренции быть достигнуто в той же точке, что и кривой издержек, что и при совершенной конкуренции (касательная к минимуму средних общих издержек)?
Нет, не может. Кривая спроса займет положение касательной по отношению к кривой средних общих издержек только в том случае, если будет проходить горизонтально (абсолютно эластична), а для монополистической конкуренции характерна не совершенно эластичная кривая спроса (наклонная).