Содержание
Данные о продажах ассортиментных категорий автомобильного завода представлены в таблице
Вариант 1
Данные о продажах ассортиментных категорий автомобильного завода представлены в таблице. Необходимо определить стабильность продаж отдельных товаров в ассортименте предприятия на основе XYZ-анализа.
Модель Реализация (руб.)
2009 2008 2007
1. UAZ Patriot Classic 583 840 476 820 413 640
2. UAZ Patriot Comfort 130 190 107 660 98 050
3. UAZ Patriot Limited 1 823 580 1 765 480 1 833 210
2. UAZ Hunter 2 596 200 2 456 100 2 438 704
3. УАЗ-3303 605 260,8 609 302 612 405
4. УАЗ-3741 128 896,8 122 355 119 878
5. УАЗ-3909 1 893 132,4 1 800 156 1 806 112
6. УАЗ-39094 1 088 498,2 1 040 236 1 016 982
7. УАЗ-39625 1 554 141,6 1 551 988 1 552 104
8. УАЗ-2206 1 422 891,6 1 427 991,2 1 429 322,7
9. УАЗ-3962 70 306,8 70 544,4 70 663,5
Вариант 2
По данным таблицы определить стабильность продаж отдельных товаров в ассортименте молокозавода. На основе XYZ-анализа сделать выводы.
Вид продукции Среднедневная реализация, кг
2009 2008 2007
1. Молоко 8753 9175 6139
2. Молоко топленое 235 219 201
3. Кефир 2693 2137 1318
4. Сметана 2256 1737 1045
5. Йогурт 208 207 206
6. Снежок 219 208 198
7. Бифидок 156 137 114
8. Ряженка 1381 1067 609
Вариант 3
Данные о продажах магазина бытовой техники представлены в таблице. Определите стабильность продаж отдельных товаров в ассортименте на основе XYZ-анализа. Сделайте выводы об ассортиментной политике магазина.
Модель Реализация, тыс. руб.
2009 2008 2007
1. Телевизор Samsung PS-42C91HR 4320,0 3443,2 1200,0
2. ЖК-телевизор Samsung LE 19R71B 3600,0 2041,2 2010,0
3. ЖК-телевизор Samsung LE 19A656 А 1 4278,0 5583,0 687,5
4. ЖК-телевизор Philips 20PFL4122/10 2808,0 2520,0 1590,5
======
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Данные о продажах ассортиментных категорий типографии «Печатный двор» представлены в таблице 9.6. Необходимо определить стабильность продаж отдельных товаров в ассортименте предприятия на основе XYZ-анализа.
Таблица 9.6 - Статистика продаж типографии «Печатный двор»
Вид продукции Реализация (руб.)
2009 2008 2007
Книги 330 951 265 875 232 116
Брошюры 38 136 36 561 27 559
Культбыт и прочая продукция 88 668 72 459 75 185
Газеты 31 251 26 232 24 958
Журналы вкладкой 10 956 7760 7181
Этикеточно-упаковочная продукция 6121 7823 15 099
Изо-продукция 1378 5299 4891
Бланки 1098 1256 1164
Всего товарной продукции 508 559 423 265 388 153
XYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта. В категорию X включают товары со стабильной продажей. Для группы Y допускаются более значительные отклонения. В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания. Чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода и средним арифметическим продаж за весь период, тем более предсказуемы продажи товара в последующий период. Для распределения товаров по этим категориям используется формула (9.2) расчета коэффициента вариации, где xt -значение параметра по оцениваемому объекту за z-тый период, х — среднее значение параметра по оцениваемому объекту, п - число периодов.
После расчета коэффициента вариации для каждого анализируемого объекта, они сортируются по возрастанию значения коэффициента вариации, и определяются группы X, Y и Z. Этот коэффициент показывает степень отклонения данных от среднего значения (в процентах).
Ассортиментные позиции со значением коэффициента вариации от 0 до 10 % попадают в категорию X, от 10 до 25 % - в категорию Y, остальные - в категорию Z. Это примерное распределение. Иногда можно делать допуск коэффициента вариации по группе X - 0-15 %, группе Y - 15-40 %, группе Z - от 40 % и выше.
Результаты расчётов коэффициентов вариации продукции типографии «Печатный двор» представлены в таблице 9.7.
Таблица 9.7 - Результаты расчёта коэффициентов вариации продукции
Вид продукции Стандартное отклонение Коэфф-т вариации Группа
Книги 1732301898 14,85 X
Брошюры 21709951 13,67 X
Культбыт и прочая продукция 50217116 9,00 X
Газеты 7379476 9,89 X
Журналы вкладкой 2755587 19,23 Y
Этикеточно-упаковочная продукция 15160163 40,22 Z
Изо-продукция 3097986 45,65 Z
Бланки 4198 5,53 X
Согласно данным таблицы 9.7, подытожим результаты анализа ассортимента продукции типографии «Печатный двор» :
1. К группе X относятся такие ассортиментные позиции как товары культурно-бытового назначения, газеты и бланки, брошюры и книги. Коэффициент вариации здесь не превышает 15 %, значит, колебания спроса незначительны. Эти товары характеризуются достаточной стабильностью продаж и, следовательно, есть хорошие возможности осуществления прогнозирования. Кроме того, анализируя данные продаж по годам можно увидеть, что книги, брошюры и газеты имеют тенденцию увеличения производства, а продажи товаров культурно-бытового назначения слегка не стабильны и варьируются в зависимости от года.
2. В категорию Y попали журналы. Коэффициент вариации данных товаров составляет от 15% до 40 %. Делаем вывод, что отклонения от средней величины продаж существует и делать прогнозы здесь весьма проблематично. Но стоит отметить, что данные товары имеют тенденцию увеличения производства, а следовательно продаж.
3. Группа Z - это этикеточно-упаковочная и изо-продукция. Коэффициент вариации у данных товаров достаточно большой, от 40 % и выше, следовательно, можно заметить очень значительные колебания в продажах этих товаров. Их продажи нестабильны, спрогнозировать их очень трудно. Продажи данных товаров из года в год постепенно снижаются.
Распределение товаров по группам X,Y,Z и их доля в общем объеме товаров представлены в таблице 9.8. Доля товаров группы X -62,5 %, это очень хороший показатель, свидетельствующий о достаточно стабильных продажах и устойчивом спросе на продукцию типографии. Доля группы Y в общем итоге составляет 12,5 %, туда попали товары, которые характеризуются недостаточно стабильными продажами. Группа Z занимает 25 %, её составляют товары, продажи которых постепенно, но заметно снижаются.
Таблица 9.8 - Группировка X, Y, Z анализируемых товаров
Группа Наименование товара Количество товаров Доля товаров в общем объеме
X Книги 5 62,5 %
Брошюры
Культбыт
Газеты
Бланки
Y Журналы 1 12,5 %
Z Этикеточно-упаковочная продукция 2 25%
Изо-продукция
Общий итог 8 100%