Содержание
Телезрители посёлка Восток в Приморском крае смотрят, главным образом, три российских канала
Вариант 1
На рынке г. Сызрани конкурируют три крупных ресторана, занимающие следующие рыночные доли: «Луна» - 30 %, «Колизей» -25 %, «Звёздный» - 45 %. Посетившие впервые «Луну» приходят в него повторно в 50 % случаев, а в кинотеатры «Колизей» и «Звёздный» придут с вероятностью 25 % и 25 %. Посетившие впервые «Колизей» снова приходят туда с вероятностью 40 %, а пойдут в «Луну» в 20 % случаев, в «Звёздный» - с вероятностью 40 %. Те, кто пришёл впервые в «Звёздный», приходят туда повторно в 70 % случаев, а отправляются в «Колизей» с вероятностью 10 %, в «Луну» - 20 %. Определить рыночную долю ресторанов в перспективе, если данные тенденции сохранятся.
Вариант 2
Телезрители посёлка Восток в Приморском крае смотрят, главным образом, три российских канала: «1», «Россия», «НТВ». Вероятность того, что телезритель, включивший канал «1», останется на нём, составляет 70 %, что он переключится на канал «Россия» -10 %, на канал «НТВ» - 20 %. Зритель, включивший канал «Россия», остаётся на нём в 50 % случаев, переключается на «НТВ» с вероятностью 30 %, на канал «1» - 20 %. Тот, кто начинает смотреть «НТВ», не переключается с него с вероятностью в 40 %, переключается на «1» с вероятностью 30 %, переключается на канал «Россия» с вероятностью 30 %. Рыночную долю каждого канала маркетологи определили по количеству респондентов, которые называют себя их постоянными и активными зрителями: «1» - 80 %, «Россия» - 70 %, «НТВ» - 75 %. Определить рыночную долю каналов в перспективе.
=====
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Конкурирующие на рынке города три крупные продовольственные сети «1», «2», «3» имеют рыночные доли Д1 = 30 %, Д2 = 25 %, Д3 = 10 %. Вероятность того, что потребитель совершит
повторную покупку в сети «1» равна 50 %, что он после посещения этой сети будет покупать в фирме «2» - 30 %, что обратиться в компанию «3» - 20 %. Заполним в матрице вероятности будущих покупок соответствующую строку (таблица 3.2). Вероятность того, что после покупки в «2» потребитель снова обратиться в эту компанию - 30%, что повторную покупку совершит в «1» - 40 %, что обратиться в «3» - 30 %. Вероятность повторных покупок потребителя, купившего товар в компании «3» отражена в нижней строке матрицы.
Таблица 3.2 - Матрица вероятности будущих покупок
Доля рынка компаний на момент исследовани я Вероятность повторной покупки Доля рынка компаний при последующих покупках
Bi в2 В3
Дх = о,з 0,5 0,3 0,2 ПД1 = (0,5 • 0,3) + (0,4 • 0,25) + (0,5 • 0,1) = 0,3
Д2 = 0,25 0,4 0,3 0,3 ПД2= (0,3 • 0,3) + (0,3 • 0,25) + (0,2 • 0,1) = 0,185
Дз = 0,1 0,5 0,2 о,з ПДз = (0,2 • 0,3) + (0,3 • 0,25)+ (0,3 • 0,1) = 0,165
Определим будущую долю рынка по матрице вероятности. Для этого суммируем произведения вероятностей повторных покупок на соответствующих долях рынка. Как видно из полученных данных, высокая лояльность потребителей к торговой сети «1» в будущем обеспечит её устойчивую долю рынка. Сеть «2», вероятнее всего, будет терять потребителей, а сеть «3» увеличит своё присутствие на рынке.