Содержание
Картофельное хозяйство может процветать, если использовать в нем новейшие технологии бизнеса
1. Формальные и неформальные институты: природа санкций. Зоны конфликта и совпадения.
2. Контрактные теории государства.
3. Кейс «Классификация трансакционных издержек Милгрома – Робертса на примере работы картофельного хозяйства».
Картофельное хозяйство может процветать, если использовать в нем новейшие технологии бизнеса, разумно управлять человеческими ресурсами и любить деревню. Сегодня Андрей Эдуардович может позволить себе рассуждать о наклейках на картошку. А три года назад, когда он приобрел хозяйство, задолженность по зарплате там составляла восемь месяцев.
Амбиция «Тульской нивы» - ввести в России стандарт потребления картофеля и переместить самый массовый из массовых продуктов в высокий ценовой сегмент. И сейчас бумажные пакеты с красивыми картинками идут в московские магазины «Азбука вкуса», «Стокманн» и «Глобус Гурмэ» - это картошка класса премиум. А упаковки попроще, из сетки, — в «Седьмой континент», «Перекресток» и «Рамстор». На всех - девиз: «Из деревни с любовью». Меж тем у управляющего «Тульской нивы» непрерывно звонит телефон. Звонят насчет картофеля, а Андрей Эдуардович поясняет, сколько, куда и какой именно груз отправлять.
- В розничные сети трудно пробиться «из деревни»?
Закупщики вначале рассуждают, как обычный потребитель: продукт, мол, массовый, так почему он должен стоить рублей пятнадцать, а не пять? Поэтому приходится им объяснять. Я их спрашиваю: «Что внутри того, что вы закупаете? Чем вы кормите людей? Ага, не знаете. Так узнайте». Помимо того что наш картофель безопасен, он еще сортирован и калиброван. И от стандарта мы не отходим, как написано в буклете: «Тульская нива» гарантирует «клубни овальной и удлиненно-овальной формы; красный, белый цвет кожуры; очень вкусный и красивый картофель; легкость чистки кожуры» - так оно и есть. А еще он у нас мытый.
— И что? Сразу покупают?
— Звоню в одну компанию и сообщаю: у меня есть такое же, что вы продаете по сто пятьдесят рублей за килограмм, французское, но российское и дешевле. В ответ слышу, что они не занимаются отечественной продукцией, поскольку качество не гарантировано. И начинаю с ними работать, объяснять достоинства своей картошки. В другой компании говорят: «Не звоните больше». Я не звоню, а присылаю записку: «Помня о вашей просьбе больше не звонить, письмом уведомляю...». Перезванивают сами, смеются... Закупщик - нормальный же человек, просто до него надо достучаться, поскольку от него напрямую зависит твоя судьба. А кто-то утверждает, что у меня дорого. Отвечаю: ничем не могу помочь, сожалею. И иду дальше, потому что на меня трудно надавить: у меня еще Питер берет, Урал просит. И потолок я пока не нащупал. Если Москва потребляет 800 тыс. т картофеля в год, при моем сегодняшнем производстве в 5 тыс. я не могу насытить рынок даже на 10%.
— Хорошо если спрос превышает предложение, но когда-то ведь будет и потолок. Что станете делать?
— Мы уже сейчас об этом думаем. Например, кто у нас покупатель? Женщина. Ага. Значит, на сайте надо объяснить, что в картошке содержится совсем немного калорий - 79 - и вывесить кучу полезных рецептов. Для обратной связи на нашей упаковке мы написали телефон. Люди звонят, благодарят или ругают. Или спрашивают, можно ли оставить на семена. Отвечаю: «Мытый картофель не сохранить до весны. Лучше из хранилища нашего потом возьмете». Я готов говорить с людьми, мне нужна обратная связь. Потому что если вы любите дело, которым занимаетесь, - а я его люблю, то для вас важна любая информация с рынка. Вот кто-то говорит: «А я бы поменял сеточку с оранжевой на фиолетовую». Еще можно клеить на картофель наклейки, как на марокканских апельсинах. Кто сказал, что нельзя? Надо пробовать. В свое время в нескольких компаниях, куда я обратился с просьбой изготовить для нашей продукции красивую упаковку, мне тоже сказали, что это ерунда. Что рынок еще не готов, средний класс ничего не понимает, не дорос еще. Но я нашел тех, кто поверил в мою идею. По-моему, у нас неплохо получилось. И пусть кто-то уверяет, будто рынок не созрел, вы все равно пробуйте. Идей - миллион. Их надо пробовать.
— Если команда в хозяйстве сформирована, то почему ты сам всем этим занимаешься?
Принцип у меня такой: когда начинаю новую работу, то сам все сделаю, смотрю, где что надо, какие у меня есть места, какие на них нужны люди. То же было с колхозом, и сегодня с точки зрения производства все закрыто: молоко доится, зерно есть, картофель есть, упаковка все время отгружается. А я сейчас общаюсь с сетями, направляю грузы формирую заказы, продаю, покупаю расходные материалы. поддоны, сетку и т.д. Человек-оркестр, в общем. Но скоро людей и на это подберем.
А вот ты сказал, что раньше люди в колхозе пили, а теперь не пьют. Это правда?
Людей в деревнях вообще трудно замотивировать деньгами.
Мне кажется причина в том, что за десять-пятнадцать лет, на которые бросили деревню, народ привык тащить все подряд из колхоза и на это существовать. Год, второй, пятый, десятый. Чем дольше не работает народ, тем меньше шансов, что он начнет снова работать. Что нам оставалось делать?
Решительно применять жесткие санкции?
Нельзя. Вот неподалеку от нас москвичи хозяйство купили и, к сожалению, не смогли поднять. Почему? Да потому, что делали все кавалерийским наскоком. Но село этого не терпит. Начали гайки закру-чивать а там надо дать хорошим людям возможность работать, и они сами все эти позиции закроют. Вы должны понимать, что пришли туда надолго. Быстро не получится. Объясняется это просто: долго растет. У картофеля севооборот четыре года - вы не можете каждый год сажать на том же поле, оно три года отдыхать должно. А вот с шашкой наголо бегать не стоит. Представьте, что в хозяйстве четыре деревни с населений в пятьсот человек и кого-то увольняют. Деревня не город, здесь другую работу искать негде. Куда человеку идти? Он пойдет на твои поля, читай на свои, и возьмет все, что ему захочется. Или поднесет спичку к урожаю пшеницы, и урожай сгорит. Почему он это сделает? А обиделся… В общем, имея это в виду, мы гайки закручивать сильно не стали а принялись потихоньку, но жестко, просить народ не пить.
Перевоспитываете?
Я не за то, чтобы его перевоспитывать, а за то, чтобы он сострадал. Я помню первую отгрузку в «Рамстор». Все старались, фасовали было тяжело, потому что «Рамстор» высокие требования выдвигает. В общем, упаковали. Качество - супер. А водитель плохо накрыл машину брезентом, и когда пошел дождь, то весь наш картофель промок. Груз вернули. И водитель смотрел, как люди заново перебирают фасуют и говорят: «Вот же этот Ваня, елки зеленые...». Это мотивирует. Деньги - одна сторона мотивации, а сопричастность - другая и очень важная. Это есть везде. Но в сельском хозяйстве это оголено.
Вопросы:
В соответствии с классификацией Милгрома - Робертса выделите типы трансакционных издержек, с которыми сталкивается владелец и управляющий «Тульской нивы» Андрей Эдуардович.
- Охарактеризуйте каждый тип трансакционных издержек и при-ведите из статьи 2-3 примера каждого типа трансакционных издержек.
- Объясните, почему каждый приведенный пример является иллю-страцией именно этого типа трансакционных издержек.
- Объясните причины возникновения трансакционных издержек для каждого приведенного примера.
Предложите способы минимизации рассмотренных трансакционных издержек.