Содержание
На рынке продаются различные марки чая. Требуется оценить конкурентоспособность
На рынке продаются различные марки чая. Требуется оценить конкурентоспособность сравниваемых марок по качественным и экономическим параметрам, а также рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности.
Таблица 3
Параметры оценки конкурентоспособности чая
Показатели ГОСТ 1938-90 Акбар
1 Грин-Филд
2 Тесс
3 Вес фактора, %
Массовая доля влаги, %
Не более 8,0
7,8 8,0 7,2 20
Массовая доля водорастворимых экстрактивных в-в, %
Не менее 35,0 (в/с)
35,0 32,0 34,0 20
Массовая доля мелочи, %
Не более 5,0 3,4 3,6 4,0 14
Массовая доля танина, %
Не менее 14,0 17,0 14,0 15,0 15
Цена пачки 100 г., руб.
25 30 28 31
По результатам опроса была составлена таблица 3, в которую занесены выбранные качественные характеристики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение заданной потребности и экономические показатели.
Оцените показатели конкурентоспособности трех марок чая по сравнению с эталонным образцом по требованиям ГОСТ в соответствии с вариантом.
Какой из товаров рекомендовать к выпуску?
Решение:
Определяем единичные показатели конкурентоспособности. При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (например, потребительным свойствам) находим по следующей формулам:
qi = (Pi / Pi0) * 100%, (3.1)
qi = (Pi0 / Pi) * 100% (3.2)
где qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Рi - величина i-го параметра для анализируемого товара;
Рi0 - величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.
Рассчитаем единичные показатели по массовой доля влаги используя формулу 3.2 (не более):
q1 = (Pгост/ P1) * 100%=8/7,8*100=102%
q2 = (Pгост / P2) * 100%=8/8*100=100%
q3 = (Pгост / P3) * 100%=8/7,2*100=111%
Таким образом, качество чая образца №2 по массовой доле влаги соответствует контрольному образцу, а чай под №1 и №3 уступает образцу.
Рассчитаем единичные показатели по массовой доле водорастворимых экстрактивных веществ используя формулу 3.1 (не менее):
q1 = (P1 / Pгост) * 100%=35/34*100=102%
q2 = (P2 / Pгост) * 100%=32/34*100=94%
q3 = (P3 / Pгост) * 100%=34/34*100=100%
Таким образом, качество чая образца №3 по массовой доле водорастворимых экстрактивных веществ соответствует контрольному образцу, а чай под №1 превышает контрольный образец и №2 уступает образцу.
Составим таблицу по единичным показателям конкурентоспособности
Рассчитаем единичные показатели по массовой доле мелочи используя формулу 3.2 (не более):
q1 = (Pгост/ P1) * 100%=5/3,4*100=147%
q2 = (Pгост / P2) * 100%=5/3,6*100=138%
q3 = (Pгост / P3) * 100%=5/4*100=125%
Таким образом, все три образца по показателю массовой доли мелочи превышают по качеству образец по ГОСТу.
Таблица 3.1 Показатели
ГОСТ 1938-90 Акбар
1 Грин-Филд
2 Тесс
3 Массовая доля влаги, %
102 100 111
Массовая доля водорастворимых экстрактивных в-в, %
102 94 100
Массовая доля мелочи, %
147 138 125
Массовая доля танина, %
121 100 107
Рассчитаем единичные показатели по массовой доле танина используя формулу 3.1 (не менее):
q1 = (P1 / Pгост) * 100%=17/14*100=121%
q2 = (P2 / Pгост) * 100%=14/14*100=100%
q3 = (P3 / Pгост) * 100%=15/14*100=107%
Таким образом, качество чая образца №2 по массовой доле водорастворимых экстрактивных веществ соответствует контрольному образцу, а чай под №1 и №3 превышают показатели контрольного образца.
Как видно из таблицы 3.2 лучшим по качеству и ближе к ГОСТу, является чай Грин-Филд будем считать его за эталон.
По единичным показателям рассчитаем групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединим с учетом значимости каждого из них по формуле:
Iпп = ∑ ni=1 ai * qi, (3.3)
где Iпп - групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам;
n - число параметров, участвующих в оценке;
а - вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости);
q, - единичный показатель по i-му техническому параметру.
Рассчитаем групповые показатели конкурентоспособности:
Iэ =(102*7,8+102*35+147*3,4+121*17)=6922,5
I2 =(100*8+94*32+138*36+100*14)=10176
I3 =(111*7,2+100*34+125*4+107*15)=6304,2
Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитаем по формуле:
Iэп = Сэ1 / Сэ2 (3.4)
где Cэ1 - цена потребления оцениваемого товара;
Сэ2 - цена потребления конкурирующего товара.
Iэ=30/30=1
Iэ1 = Сэ2/ Сэ1=30/25=1,2
Iэ3 = Сэ2 / Сэ3=30/28=1,07
На базе групповых (сводных) показателей конкурентоспособности определяем интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия:
K = Iпп/ Iпэ (3.5)
Kэ= Iэ/ Iэ=10176/1=10176
K1= I1/ Iэ1=6922,5/1,2=5768,75
K3 = I3/ Iэ3=6304,2/1,07=5891,77
Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.
Так как, чай Грин-Филд превосходит по степени конкуренции два других образца ( Kэ> K1 и Kэ> K3) он является более привлекательным для покупателя.