Содержание
В чем суть методологии построения и исследования об-щественных систем управления
В чем суть методологии построения и исследования об-щественных систем управления? Изобразите и поясните практическую схему системного подхода к анализу этих систем управления
Неизбежными компонентами системы управления обществом являются управляющая подсистема (она же субъект управления , или власти) и управляемая подсистема (население). Эти подсистемы взаимодействуют между собой путем обмена различного рода сигналами через прямые и обратные связи. Под сигналами понимаются материальные носители информации, обладающие способностью не только передавать сообщения, но и, в ряде случаев, оказывать силовое воздействие (например, произвести кадровые изменения) .
От властей к населению идут прямые связи. При этом сигналы передаются в виде законов, команд, указаний и т.д. От населения к властям идут обратные связи.
Под обратной связью можно в том числе понимать любое воздействие (информационного либо силового характера) управляемой системы на управляющую. В соответствии с этим обратная связь включает в себя две составные части: силовую и информационную. В свою очередь, информационная часть включает в себя две группы. Первая группа – объективная информация, которая поступает в управляющую подсистему от населения (сюда входят социальные показатели, экономические и т.п.). Данная информация используется подсистемой управления после сравнения ее с показателями, которых стремится достичь от общества управляющая подсистема. Органы сравнения расположены в структурах управляющей подсистемы. Например, они могут находиться в статистических органах. Вторая группа включает реакцию населения на действия властей. О реакции получают представление на основании жалоб, социологических опросов, выступлений в СМИ, демонстраций и т.д. Реакция населения представляет собой субъективное отражение объективного рассогласования между тем, что является правильным по мнению населения (к примеру, изобилие продуктов питания, отсутствие безработицы) и фактическим состоянием дел. Вторая группа имеет важное отличие от первой. Оно состоит в том, что здесь реакцию населения не нужно сравнивать с чем-либо, это – готовое рассогласование, и оно может сразу же учитываться в исходном виде в действиях управляющей подсистемой. Силовая часть обратной связи (революции, референдумы, выборы, восстания, заговоры) используется для того, чтобы сменить власть. В данном понимании реакция населения непосредственно для властей не имеет никакого значения. Однако, следует отметить, что в процессе выборов, референдумов реакция населения трансформируется в силовую часть обратной связи.
Вещественно обратные связи реализуются посредством действий кон-трольных органов, партий, профсоюзов, через жалобы, демонстрации и т.п.
Указанная выше замкнутая структура системы управления обществом является объективной реальностью. Она сопутствует всем формациям. Иной она быть не может, поскольку население всегда как-то реагирует на действия властей, а также, поскольку власти должны получать информацию о состоянии общества, чтобы использовать ее при выработке прямых сигналов управления. Замкнутую структуру системы управления обществом следует воспринимать как данность, изменить ее - не во власти людей. Можно лишь варьировать конкретные звенья системы управления (например, властные или партийные структуры) и их параметры, чтобы добиться наилучшего функционирования системы управления .
Суть методологии исследования общественных систем управления состоит в следующем :
• разработка концептуально-теоретической модели анализа общества на основе критического использования мирового и отечественного теоретического знания и с привлечением практиков из правозащитных организаций, СМИ, операционализацию модели посредством набора социальных индикаторов;
• создание аналитической базы данных;
• анализ состояния и тенденций развития общества;
• использование результатов анализа.
Практическая схема системного подхода изображена на рис. 2.
Рис. 2 – Практическая схема системного подхода
Исследование параметров выхода предполагает исследование на основе маркетинговых исследований товаров и услуг, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, общественными затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Естественно, все эти исследования проводятся в рамках всей экономики страны, всей совокупности отраслей. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция и услуги.
Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, техноло-гии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию . На этом этапе рассматривается технология общественного управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
Таким образом, системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, вы-явить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе общественного управления .