Содержание
Укажите, какие из следующих утверждений относятся к макро-, а какие – к микроэкономике
1.1.1. Укажите, какие из следующих утверждений относятся к макро-, а какие – к микроэкономике:
1) правительство осуществляет политику либерализации цен;
2) цена бананов в этом месяце низкая;
3) внезапные холода сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на апельсины;
4) уровень безработицы в Канаде составил 7 %;
5) индекс потребительских цен вырос за прошлый год более чем на 12 %;
6) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения инфляции;
7) фирма уволила в прошлом месяце 15 рабочих.
1.1.2. В каких случаях проблемы и предметы изучения являются микроэкономическими, в каких — макроэкономическими и почему?
а) Стратегия поведения стран — участниц картеля на мировом рынке нефти.
б) Последствия повышения мировых цен на нефть для экономики России.
в) Сезонный всплеск продаж в туристической компании летом.
г) Сезонный всплеск розничных продаж перед Новым годом в стране.
д) Снижение безработицы в России.
е) Безработица среди шахтеров Кузбасса.
ж) Изменение возрастной структуры безработицы, рост доли молодых в числе безработных
з) Брать ли правительству новый заем у МВФ?
и) Брать ли фирме кредит для осуществления инвестиций?
к) Рост доли сбережений в евро у российских граждан.
л) Конкуренция операторов мобильной связи в Москве.
1.1.3. Пусть ВВП США равен 5000 млрд долл. Жители страны получают 150 млрд долл. в качестве доходов на факторы производства, находящиеся в их собственности за границей. Иностранные граждане получают платежи из США в размере 90 млрд долл. Определите ВНП.
1.1.4. Рассмотрим экономику, в которой производятся и потребляются автомобили и хлеб. В таблице приведены данные по двум различным годам.
Характеристики товаров 2000 г. 2010 г.
Цена автомобиля 50 000 долл. 60 000 долл.
Цена буханки хлеба 10 долл. 20 долл.
Количество выпущенных автомобилей100 шт. 120 шт.
Количество выпущенных буханок хлеба
500 000 400 000
Приняв 2000 год за базисный, рассчитайте номинальный и реальный объемы ВВП, дефлятор ВВП и индекс потребительских цен для каждого года;
На сколько выросли цены в 2010 г. по сравнению с 2000 г.? Сравните ответы, полученные с помощью индексов Ласпейреса и Пааше. Чем обусловлены различия между ними?
1.1.5. В таблице представлены данные, характеризующие величину номинального ВНП США за три года (в млрд долл.).
Год Номинальный
ВНП
1929 104 121
1933 56 91
1939 91 100
Какой год из трех является базовым?
Как изменился уровень цен в период с 1929 по 1933 гг.?
Как изменился уровень цен в период с 1933 по 1939 гг.?
Рассчитайте реальный ВНП для каждого года и укажите, в каком случае
Вы использовали дефлятор и инфлятор ВНП.
1.1.6. Экономика страны производит только два вида благ: чай и мандарины. Производство и цены за три года составили:
Годы Производство Цены
Год 1-й 500 150 10 6
Год 2-й 450 250 24 8
Год 3-й 520 300 30 10
Рассчитайте дефлятор ВВП и индекс потребительских цен для каждого года, приняв за базовый год 1. Объясните разницу.
1.1.7. Реальный ВВП 1998 г. составил 2600 млрд у.е. Дефлятор ВВП в 1999 г. был равен 1,3, а номинальный ВВП – 2800 млрд у.е. Определите темп экономического роста и фазу цикла.
1.1.8. Номинальный ВВП Монголии в 1997 г. был равен 480 млрд тугриков, дефлятор ВВП – 1,2, темп экономического роста – 2 % в год. Определите реальный ВВП 1996 г.
1.1.9. Бюро статистики подготовило сведения:
Показатели 2000 г. 2003 г.
Численность населения 40 млн чел. 42 млн чел.
ВВП номинальный 15 млрд у.е. 19 млрд у.е.
Дефлятор ВВП 1 (базовый год) 1,1
Отклонение фактического ВВП
от потенциального ВВП
–0,8 млрд у.е. +1,2 млрд у.е.
Ответьте на вопросы:
Какие макроэкономические проблемы существовали в экономике этой страны в 2000 г.? Изменилась ли экономическая ситуация к 2003 г.?
Верно ли, что в 2003 г. по сравнению с 2000 г. в этой стране произошел экономический рост? Приведите необходимые расчеты и объясните ответ.
Рассчитайте ВВП на душу населения (в реальном выражении) в 2000 и 2003 гг. Какие выводы можно сделать по этим расчетам?
1.1.10. В Алабамии производятся только три товара: ананасы, авоськи и аквариумы. По данным, приведенным в таблице, рассчитайте номинальный и реальный ВВП 1990 и 1997 гг., дефлятор и ИПЦ, если 1990 г. – базовый:
Товары 1990 1997
Цена Количество Цена Количество
Ананасы 2 50 3 45
Авоськи 7 20 8 15
Аквариумы 25 10 20 15
Как изменились за этот период стоимость жизни и уровень цен?
1.1.11. а) Считая, что потребительская корзина состоит из шести товаров, на основании приведенных в таблице данных рассчитайте значения индекса потребительских цен для года 1, года 2 и года 3.
б) Определите общий рост потребительских цен в процентах от года 1 к году 2 и от года 2 к году 3.
Товар Среднестатистическое Год 1 (базовый) Год 2 Год 3
потребление Цена за ед. (долл.) Цена за ед.
1 10 5 6 7
2 5 8 8 9
3 3 20 15 15
4 3 30 35 40
5 2 50 70 80
6 1 200 220 250
в) Как изменятся ответы на вопросы пункта а), если в качестве базового года будет взят не год 1, а год 2?
г) Как изменятся ответы на вопросы пункта а), если в качестве базового года по-прежнему рассматривается год 1, а структура потребления в году 2 и году 3 по сравнению с базовым годом изменится так, как показано в таблице:
Товар Среднестатистическое потребление в году 2 Среднестатистическое потребление в году 3
1 8 9
2 5 6
3 2 2
4 4 5
5 1 2
6 - 1
1.1.12. Выполните задания на основании таблиц, приведенных ниже: Таблица 1.
Номинальный ВВП в текущих ценах, млрд р.
(до 1998 г. – трлн р.)
Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
1428,5 2007,8 2342,5 2629,6 4823,2 7305,6 8943,6 10834,2 13285,2
Реальный ВВП в среднегодовых ценах года ХХХХ, трлн р.
Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
ВВП в рыночных ценах
1428,5 1377 1396 1321,4 1405,3 1546,5
Дефлятор ВВП по базе
Таблица 3.
Реальный ВВП в среднегодовых ценах года YYYY, млрд р.
Годы 2000 2001 2002 2003
ВВП в рыночных ценах
7305,6 7677,6 8036,6 8627,2
Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ.
а) Определите, какие годы зашифрованы через ХХХХ и YYYY.
б) Сопоставляя данные таблиц 1 и 3, достройте таблицу 2 для 2001-2003 гг.
в) Рассчитайте темп инфляции в период с 1995 по 2003 г. и среднегодовой темп инфляции. Для расчетов используйте дефляторы ВВП по базе 1995 г., а также результаты, полученные в п. б).
г) Рассчитайте среднегодовой темп прироста ВВП России в период с 1995 по 2003 г.; используйте результаты, полученные в п. б). Для выполнения заданий в) и г) необходимо переходить от темпов роста (показывают, во сколько раз изменилась величина) к темпам прироста (показывают, на сколько процентов изменилась величина) и обратно. Предлагается несколько задач на подобный переход:
1. Объем продаж вырос в 3 раза. На сколько процентов он увеличился?
2. Банк обещает выплатить в конце года 2000% годовых. Во сколько раз увеличится ваш вклад в конце года?
3. Объем производства составил 0,75 от прошлогоднего. На сколько процентов упало производство? Во сколько раз упало производство?
4. Выручка упала в 1,02 раза. На сколько процентов упала выручка?
5. Уменьшение в 50 раз эквивалентно изменению на ... %.
6. После уменьшения на 66% величина стала равной 434. Первоначальное значение этой величины составляло ....
7. После роста на 70% величина стала равной 829. Первоначальное значение этой величины составляло ....
8. Если величина была равна 765, а стала равна 536, то она изменилась на ... %.
1.1.13. Для таблиц а)-в) найти индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера для всех трех лет и темпы инфляции (на основе индекса Пааше).
1.1.14. По данным таблицы найти номинальный и реальный ВВП, дефляторы и ИПЦ для всех лет и рассчитать темп инфляции на базе дефлятора за период с 1-го по 3-й год. Базовым считать 3-й год. Производство Цены
Год 1 Год 2 Год 3 Год 1 Год 2 Год 3
q1 q2 q3 р1 р2 р3
А 80 90 100 50 45 40 0,5
Б 90 80 90 10 15 20 2
В 150 120 100 20 25 30 1
1.1.15. Данные по объемам потребления и средним ценам за базисный и текущий периоды сведены в таблицу.
Категория потребления q0,i p0,i qt,i qt,i
Еда 20 5 6 21
Жилье 25 10 12 27
Развлечения 10 15 17 11
а) Чему равен номинальный ВВП базового и текущего периодов?
б) Чему равен реальный ВВП базового и текущего периодов?
в) Вычислите дефлятор ВВП. Чему равна инфляция в экономике, если в качестве ее показателя использовать дефлятор ВВП?
г) Вычислите ИПЦ текущего периода по отношению к базисному. Чему равна инфляция в экономике, если в качестве ее показателя использовать ИПЦ?
д) Вычислите темпы экономического роста экономики.
1.1.16. Ответьте на вопросы:
а) В чем измеряется реальный ВВП?
б) В чем измеряются дефлятор и ИПЦ?
в) Может ли дефлятор быть отрицательным? А ИПЦ?
г) Может ли быть отрицательным индекс Ласпейреса или Пааше?
1.1.17. Подтвердите или опровергните следующие утверждения:
а) ИПЦ и дефлятор ВВП всегда показывают одно и то же значение темпов инфляции
б) Номинальный ВВП никогда не может превысить реальный ВВП, поскольку отрицательное значение темпов инфляции невозможно.
1.1.18. В году t реальный ВВП страны равнялся 300, а дефлятор, равнялся 1. В следующем году t + 1 номинальный ВВП снизился на 5,5% по сравнению с прошлым годом, а дефлятор был равен 0,9. Какой год является базовым? А может такое быть, что этот год — не базовый? Найти номинальный ВВП года t, номинальный и реальный ВВП года t+1, темп инфляции за данный период.
1.1.19. В базовом году номинальный ВВП равнялся 200. За два года дефлятор вырос в 1,5 раза, а реальный ВВП вырос на 21%. Чему равнялся номинальный ВВП через два года? Каков средний темп роста реального ВВП за один год?
1.1.20. Предположим, что в 1-ом (базисном) году номинальный ВВП составил 500 д. е. Через 6 лет дефлятор ВВП увеличился в 2 раза, а реальный ВВП возрос на 40%. Чему будет равен номинальный ВВП через 6 лет?
1.1.21. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:
– занятые;
– безработные;
– не включаемые в рабочую силу.
а) Работник, уволенный по собственному желанию.
б) Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.
в) Учитель, который по состоянию здоровья не может больше работать.
г) Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски.
д) Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.
е) Автомеханик, который учится на вечернем отделении учебного заведения.
ж) Домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и
семьей.
з) Домашняя хозяйка, которая часть времени работает в качестве библиотекаря.
1.1.22. Определите к какому виду безработицы (фрикционной — Ф, структурной — С или циклической — Ц) относятся следующие ситуации:
1) Неблагоприятная рыночная конъюнктура, связанная с общеэкономическим спадом в Европе, вынуждает автомобильную компанию уволить сотни своих работников.
2) Снижение популярности угля как энергоносителя и рост числа АЭС увеличивают безработицу среди французских шахтеров.
3) Самодур — директор малого предприятия постоянно создает конфликтные ситуации, что вынуждает работников увольняться и искать работу в других фирмах.
4) Финансовый кризис в августе 1998 г. в России поставил многие туристические компании на грань разорения, и им пришлось уволить или отправить в вынужденные отпуска часть сотрудников.
5) Студент, закончивший вуз, обнаруживает, что его навыки работы на больших ЭВМ советского производства не востребованы рынком, и вынужден переучиваться на веб-дизайнера.
6) Молодая женщина, только что вышедшая замуж и переехавшая к мужу, уволилась со старой работы и ищет работу по прежней специальности, но ближе к новому месту жительства.
7) Крупные западноевропейские корпорации переносят сборочные производства, требующие больших трудозатрат, в страны Восточной Европы с дешевой рабочей силой, в результате чего растет безработица в Западной Европе.
1.1.23. В стране 3 млн человек безработных и 47 млн человек занятых. Определите численность рабочей силы (млн человек) и уровень безработицы.
1.1.24. Имеется следующая информация: численность занятых - 90 млн человек, численность безработных - 10 млн человек.
а) Рассчитайте уровень безработицы.
б) Месяц спустя из 90 млн человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн человек; 1 млн человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.
1.1.25. Известны следующие показатели (в млн человек):
Численность населения страны 100
Дети до 16 лет 11
Из них работают 0,8
Находящиеся в исправительных учреждениях 5
Пациенты психиатрических больниц 3
Пенсионеры 6
Бродяги и бездомные 4
Домашние хозяйки 8,5
Студенты 7
Из них - дневного отделения 5,5
Уволены и не ищут работу 5
Занятые неполный рабочий день и ищущие работу 1
Находящиеся на больничном 2,3
Уволенные в результате спада в экономике 2,2
Ожидают выхода на работу 1,7
Уволенные в результате структурных изменений в экономике 0,9
Уволенные по собственному желанию и ищущие работу 0,8
Определите общую численность рабочей силы, фактический уровень
безработицы и естественный уровень безработицы. Если коэффициент Оукена равен 2,5, рассчитайте потенциальный ВВП, зная, что фактический ВВП составляет 2850 млрд руб.
1.1.26. В некоторой стране в среднем на каждых 24 занятых приходится один безработный. Потенциальный ВВП страны равен 100 млн ден. ед., естественный уровень безработицы составляет 2%, коэффициент Оукена для данной страны равен 2,5. Рассчитать фактический уровень безработицы и фактический ВВП. Имеет ли место рецессионный или инфляционный разрыв?
1.1.27. Потенциальный ВВП равен 100, фактический ВВП равен 75, фактический уровень безработицы — 10%. Если фактический уровень безработицы вырастет до 11%, ВВП сократится на 4%. Определить величины коэффициента Оукена и естественного уровня безработицы.
1.1.28. Потенциальный ВВП равен 200, фактический ВВП равен 180, фактический уровень безработицы — 7,85%. Если фактический уровень безработицы упадет до 5%, ВВП вырастет до 194,8. Определить величины коэффициента Оукена и естественного уровня безработицы.
1.1.29. Используя данные таблицы, ответьте на вопросы.
Сравните абсолютную численность экономически активного населения и его долю в общем населении для стран «Большой восьмерки».
Удельный вес экономически активного населения в общей численности населения, %
Италия 2001 23 901 42
Франция 2002 26 653 45
Германия 2002 40 022 49
США 2001 141 815 50
Россия 2002 71 919 50
Великобритания 2002 29 934 51
Япония 2001 67 520 53
Канада 2002 16 690 53
Численность экономически активного населения в странах Большой восьмерки».
Источник: Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики РФ «Группа восьми» в цифрах».
а) Какие страны имеют наибольший/наименьший экономический потенциал по численности рабочей силы?
б) В каких странах имеет место наибольшая/наименьшая нагрузка на экономически активное население (которое «кормит» все остальные категории населения)? К каким проблемам, по вашему мнению, ведет большая на-
грузка на экономически активное население? Как вы объясните тенденцию к ее увеличению во всех развитых странах?
1.1.30. Сравните уровни безработицы в странах «Большой восьмерки». Какие страны имеют наибольший/наименьший уровень безработицы? По вашему мнению, на какой фазе экономического цикла находилась каждая из стран к 2002 г.? Совпадают ли фазы экономического цикла в разных странах?
Страна Год
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Великобритания 8,6 8,2 7,1 6,1 6,0 5,5 4,8 5,1
Германия 10,1 8,8 9,8 9,7 8,8 7,9 7,9 8,7
Италия 11,3 11,4 11,5 11,7 11,4 10,5 9,5 9,0
Канада 9,5 9,7 9,2 8,3 7,6 6,8 7,2 7,7
Россия 9,5 9,7 11,8 13,2 12,6 9,8 8,9 8,6
США 5,6 5,4 4,9 4,5 4,2 4,0 4,8 5,8
Франция 11,4 12,0 12,1 11,5 10,8 9,5 8,7 9,0
Япония 3,2 3,4 3,4 4,1 4,7 4,7 5,0 5,4
Удельный вес безработных в численности экономически активного населения (в %).
Источник: Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики РФ «Группа восьми» в цифрах».
1.1.31. В стране А производятся только два товара: чай и кофе. Производство и цены за два года составили:
Показатели 1999 г. 2000 г.
Чай Кофе Чай Кофе
Количество Х 1200 1000 1500
Цена 9 4 6 10
За Х в таблице обозначено утерянное статистиками количество чая, произведенного в 1999 г.
а) Подсчитайте дефлятор ВВП 2000 г., приняв за базовый 1999 год.
б) Восстановите значение Х, если известно, что темп прироста реального ВВП в 2000 г. составил 25 % (в ценах 1999 года).
1.1.32. Бюро статистики подготовило данные о ВВП страны Зеландии:
Показатели, млрд у.е. Годы
1995 1996 1997 1998 1999
ВВП потенциальный 1900 1950 2000 2050 2100
ВВП фактический 1800 1700 2000 2200 2100
Дефлятор ВВП 0,8 1,0 1,1 1,3 1,1
а) Какой год принят в этом отчете за базовый?
б) Дайте характеристику состояния экономики Зеландии в 1997 г., укажите основные макроэкономические проблемы этой страны.
в) Верно ли, что в Зеландии к 1998 г. произошел реальный экономический рост по сравнению с базовым годом? Почему?
1.1.33. Известно, что потребительская корзина состоит из шести товаров. В таблице приведены данные о ценах этих товаров за три года.
Товар Среднестатистиче- Год 1-й Год 2-й Год 3-й
ское потребление Цена за ед. Цена за
ед.
Цена за ед.
1 10 5 6 7
2 5 8 8 9
3 3 20 15 15
а) Рассчитайте значения ИПЦ для года 1-го, года 2-го и года 3-го.
б) Определите общий рост потребительских цен в процентах от года 1-го к году 2-му и от года 2-го к году 3му.
в) Как изменятся ответы на вопросы пункта (а), если в качестве базового будет взят не год 1-й, а год 2-й?
г) Как изменятся ответы на вопросы пункта (а), если в качестве базового по-прежнему рассматривается год 1-й, а структура потребления в году 2-м
и году 3-м по сравнению с базовым годом изменится так, как показано в таблице?
Товар Среднестатистическое потребление
в году 2-м
Среднестатистическое потребление
в году 3-м
1 8 9
2 5 6
3 2 2
4 4 5
5 1 2
6 0 1
1.1.34. В стране Боливузии производятся только три товара: шорты, шезлонги и шнапс. Известны следующие данные (Q – количество товара, P – цена, у.е.):
Товар 1980 1981 1982
Q P Q P Q P
Шорты 5 50 10 50 20 25
Шезлонги 2 100 5 75 15 50
Шнапс 10 25 20 20 25 10
Примем 1980 г. за базовый год.
а) Рассчитайте индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера для 1981 г.;
б) Найдите темп инфляции в 1981-1982 гг. (используя индекс Пааше)
в) Определите номинальный и реальный ВВП Боливузии в 1982 г.
1.1.35. По прогнозам известных экономистов, в 2004 г. номинальный ВВП страны возрастет до 600 млрд у.е, что означает 5 %-ный прирост ВВП 2003 г. Дефлятор ВВП, который в 2003 г. составляет для этой страны 1,1, в будущем году достигнет значения 1,3. Потенциальный ВВП для 2003 г. составляет 500 млрд у.е, а для 2004 г. – уже 550 млрд у.е.
а) Дайте характеристику состояния экономики Зеландии в 2003 г., укажите основные макроэкономические проблемы. Какие из этих проблем будут решены в 2004 г.? Объясните ответ.
б) Существуют 2 прогноза по индексу потребительских цен Зеландии в 2004 г.: 1,2 и 1,4. Какой прогноз является более вероятным? Почему?
Список использованных источников
Код работы: А03820