Содержание
Какие из суждений Ф. Бэкона можно считать подтверждением позиции эмпиризма
Ответы к тесту
1 (3), 2 (3), 3 (4), 4 (3,4,5), 5 (1), 6 (2,3), 7 (1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-5), 8 (1), 9 (1,2), 10 (1,3,4,5), 11 (1), 12 (1-3, 2-2, 3-1, 4-4), 13 (Локк), 14 (врождённые идеи), 15(монадах).
1. Согласно Лейбницу, субстанция как духовная единица бытия есть ....
1) Бог
2) Идея
3) Монада
4) Триада
5) Форма
2. Г. Лейбниц следовал …
1) Номиналистической традиции Оккама
2) Пантеизму Бруно
3) Рационалистической традиции Декарта
4) Сенсуалистической традиции Локка
5) Эмпирической традиции Бэкона
3. Выдающийся философ Нового времени, сторонник сенсуализма в теории познания - ...
1) Бэкон
2) Декарт
3) Лейбниц
4) Локк
5) Спиноза
4.Согласно Локку, к первичным качествам вещей относятся …
1) Вкус
2) Запах
3) Протяжённость
4) Фигура
5) Форма
6) Цвет
5.Принцип «существовать значит быть воспринимаемым» принадлежит …
1) Беркли
2) Бэкону
3) Декарту
4) Лейбницу
5) Локку
6. Какие из суждений Ф. Бэкона можно считать подтверждением позиции эмпиризма:
1) В природе существуют единичные тела, осуществляющие отдельные чистые действия, однако, на основе знания о них невозможно открыть никакой закон.
2) Знание причины какой-либо природы (как, например, белизны или теплоты) только в некоторых предметах, несовершенно.
3) Исследование самого факта, или истинного положения вещей, не менее, чем познание причин и соответствий, зависит от тех первичных и всеобщих аксиом о простых природах, таких, как природа самопроизвольного вращения, притяжения или магнетической способности, или многих других явлений, которые более общи, чем сами небесные явления.
7. Соотнесите имена философов и их труды:
1Ф. Бэкон
1Правила для руководства ума
2Р.Декарт
2Новый Органон
3Дж. Локк
3Монадология
4Г.В. Лейбниц
4Опыты человеческого разума
5Д. Юм
5Трактат о человеческой природе
8. Какое из четырех правил для руководства ума применил Декарт, «уподобляя себя путникам, заблудившимся в лесу, которые не должны кружить или блуждать из стороны в сторону, ни, тем паче, застревать на месте, но должны идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя бы первоначально всего лишь случайность побудила их избрать именно это направление»:
1) Первое: не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным, т.е. старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
2) Второе: делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
3) Третье: руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном порядке вещей не предшествуют друг другу.
4) И последнее: делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
9. Полемизируя с Р.Декартом на предмет отсутствия в душе врождённых признаков, Дж. Локк использует для доказательства доводы общего согласия, что из приведённых цитат можно к ним отнести?
1) «Что есть, то есть».
2) «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была».
3) «Одно либо истинно, либо ложно, а третье не дано».
10. Какие из примеров соответствуют тезису Беркли «существовать, значит быть воспринимаемым»:
1) Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах — это значит, что я его обонял; был звук — значит, что его слышали; были цвет или форма — значит, они были восприняты зрением или осязанием.
2) Дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум.
3) Свет и цвета, тепло и холод, протяжение и формы, словом, все вещи, которые мы видим и осязаем, — что они такое, как не разнообразные ощущения, понятия, идеи и чувственные впечатления.
4) Объект и ощущение одно и то же (are the same thing) и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого.
5) Нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает.
11. Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» говорит, что «…объектом любви и ненависти, очевидно, является какая-либо мыслящая личность и что ощущение, доставляемое первым аффектом, всегда приятно, а ощущение, вызываемое вторым, неприятно. …лишь немногие в состоянии образовывать точные системы аффектов или размышлять об их общей при-роде и сходных чертах. Но даже и без таких достижений в философии мы не слишком подвержены ошибкам в данном отношении, ибо нам достаточно руководства повседневного опыта, а также некоторого рода представления (presentation), подсказывающего нам, что возымеет действие на других, на основании того, что мы непосредственно переживаем в себе». На основании этого суждения можно сделать вывод, что он принадлежит к:
1) Эмпиристам
2) Рационалистам
12. Соотнесите имена философов и понятия:
1Ф. Бэкон
1первичные качества
2Р.Декарт
2врождённые идеи
3Дж. Локк
3идолы
4Г.В. Лейбниц
4монады
13. По мнению *** ум новорождённого представляет собой «чистую доску».
14. Существование в душе неосознанных представлений, потенциальных восприятий по мнению Лейбница означает ***
15. Учением о *** Лейбниц объединял понятия философии и всех наук, которыми занимался: в математике – это нумерическая единица и дифференциал, в физике – это сила с её механическим законом действия, в химии – это атом, в биологии – органические формы, в психологии - это перцепции (восприятия). В логике – субъект суждения, в праве – юридическое лицо, индивид…