Содержание
Укажите направления в философии ХХ в., сделавшие экзистенциальные проблемы бытия человека объектом
Ответы к тесту
1. (в)
2. (1: б; 2: а; 3: в)
3. (а, в)
4. (г)
5. (б)
6. (б)
7. (а, б, в)
8. (1: б; 2: в; 3: г; 4: а)
9. (в)
10. (б)
11. (а, б, г, ж)
12. (б, г, е, ж, з)
13. (б)
14. (е)
15. (г, д)
16. (а)
17. (б)
18. (б)
19. (а, в, е, з, к)
20. (г, е)
21. (а, е, к)
1. Укажите сферу философского знания, обращенную к
изучению человека:
а) гносеология; в) философская антропология;
б) онтология; г) социальная философия.
2. Установите соответствие между основными чертами
философского понимания человека в разные эпохи и периоды
истории, для которых они характерны:
1) космоцентризм; а) средневековье;
2) теоцентризм; б) Древний мир;
3) антропоцентризм; в) Возрождение.
3. Укажите основные подходы к изучению человека:
а) естественно-эволюционный; в) креационистский;
б) феноменологический; г) аналитический.
4. Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего
концепцию, в которой были объединены эволюционный и религиозно-христианский подходы к проблеме происхождения человека:
а) Ф. Энгельс; в) Н.К. Рерих;
б) З. Фрейд; г) П. Тейяр де Шарден.
5. Определите, сколько примерно длится процесс антропосоциогенеза:
а) 200 тыс. лет; в) 3,5 – 5,5 млн лет;
б) 1,5 млн лет; г) 4,5 млрд лет.
6. Из приведенного перечня выделите автора идеи антропогенеза:
а) И.И. Мечников; в) Г. Гегель;
б) Ч. Дарвин; г) И. Кант.
7. Расположите в хронологической последовательности
основные этапы антропогенеза:
а) архантропы – homo habilis;
б) австралопитековые – homo erectus;
в) неоантропы – homo sapiens.
8. Установите соответствие, позволяющее определить основателей ведущих концепций антропосоциогенеза
1) трудовая концепция; а) Э. Кассирер;
2) игровая концепция; б) Ф. Энгельс;
3) психоаналитическая концепция; в) Й. Хейзинга;
4) символическая концепция; г) З. Фрейд.
9. Назовите автора исторически первой концепции антропосоциогенеза:
а) Г. Гегель; б) К. Маркс; в) Ф. Энгельс.
10. Выделите социальный фактор, который, по мнению
немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую
роль в антропосоциогенезе:
а) использование огня;
б) трудовая деятельность в коллективе;
в) освобождение верхних конечностей;
г) вмешательство внеземных цивилизаций.
11. Укажите природно-биологические предпосылки антропосоциогенеза:
а) возникновение речи;
б) прямохождение;
в) трудовая деятельность;
г) освобождение верхних конечностей и изменение кисти
руки;
д) похолодание, обусловившее замену тропических лесов
саваннами;
е) активный процесс мутагенеза, произошедший в результате повышения уровня радиации;
ж) увеличение объема и усложнение организации головного мозга.
12. Назовите социальные предпосылки антропогенеза:
66
а) активный мутационный процесс;
б) возникновение мышления, языка, речи;
в) смена экономики присваивающего типа производящей;
г) социальный способ общения между индивидами;
д) слияние родов в большие родоплеменные объединения;
е) трудовая деятельность;
ж) эволюция семейно-брачных отношений;
з) возникновение первичных морально-нравственных
запретов.
13. Выберите высказывание, которое наиболее точно характеризует природу человека:
а) природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого;
б) природа человека определена взаимодействием биоло-
гического и социального начал;
в) человек противостоит природе и является существом
исключительно социальным;
г) природе человека присущ непреодолимый дуализм
природного и социального начал.
14. Закончите следующую фразу: «Процесс совместного
развития биосферы и человеческого общества называется …».
а) антропогенез; г) филогенез;
б) аптропосоциогенез; д) ноосфера;
в) онтогенез; е) коэволюция.
15. Выделите качества, которые отличают человека от всех
других животных:
а) наличие инстинктов;
б) наличие норм поведения;
в) функции воспроизводства рода, потомства;
г) наличие культуры;
д) способность к абстрактному мышлению.
16. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека?
а) в социальности;
б) в том, что он является «венцом природы»;
в) в том, что он обладает материальными и духовными
потребностями;
г) в том, что каждый человек является индивидуальностью и характеризуется разными способностями.
17. Определите критерии личности:
а) интересы и потребности личности;
б) моральные и этические качества;
в) здоровая психика;
г) образование.
18. Вставьте пропущенное слово в следующее предложение: «Диалектика понятий «индивид» – «индивидуальность» –
«…» отражает динамику развертывания биологического и социального в человеке как в филогенезе (истории становления человека), так и онтогенезе (в процессе социализации индивида»).
а) гражданин; в) человек.
б) личность;
19. Из приведенного перечня выделите философов ХХ в.,
сделавших индивидуальное бытие человека объектом философского интереса:
а) М. Хайдеггер; е) Н.А. Бердяев;
б) Б. Рассел; ж) З. Фрейд;
в) Ж.-П. Сартр; з) Э. Мунье;
г) К. Поппер; и) Л. Витгенштейн;
д) М.М. Бахтин; к) Э. Фромм.
20. Укажите направления в философии ХХ в., сделавшие
экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специального анализа:
а) постпозитивизм; г) экзистенциализм;
б) психоаналитическая традиция; д) структурализм;
в) неомарксизм; е) персонализм.
21. Выделите основные экзистенциальные проблемы:
а) смерть; д) истина; и) труд;
б) смех; е) жизнь; к) свобода;
в) гипотеза; ж) психика; л) счастье.
г) стыд; з) любовь;