Содержание
Установите соответствие, позволяющее определить время возникновения различных отраслей научного знания
Ответы к тесту
1. (а, в, г, д)
2. (б, в, г)
3. (а: 4; б: 1; в: 3; г: 2)
4. (1: б; 2: а; 3: в; 4: г)
5. (д)
6. (эмпирический и теоретический)
7. (сравнение, измерение, описание, наблюдение, эксперимент)
8. (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение)
9. (научный факт, проблема, гипотеза, теория)
10. (б, в)
11. (1: а, г, ж; 2: б, в)
12. (а)
13. (в)
14. (1: б; 2: г; 3: д)
15. (г)
16. (в)
17. (б, г, д, е)
18. (1: б; 2: в; 3: а)
1. Укажите самые главные отличительные особенности научного познания:
а) предметный и объективный способы рассмотрения мира;
б) точность получения выводов;
в) строгая логика выводов;
г) сверхдальнее прогнозирование практики;
д) использование особого искусственного языка.
2. Выделите основные характеристики науки как социокультурного феномена:
а) наука – это знание;
б)наука – это сложная развивающаяся система, включающая особые типы знания;
в) наука – это специфический вид познавательной деятельности человека;
г) наука – это один из социальных институтов;
д) наука – это совокупность фактов.
3. Расположите в хронологической последовательности
основные вехи в развитии науки:
а) становление технознания;
б) возникновение математики;
в) формирование социальных наук;
г) появление естествознания.
4. Установите соответствие, позволяющее определить время возникновения различных отраслей научного знания:
1) III в. до н. э.; а) становление технознания;
2) ХХ в.; б) возникновение математики;
3) ХIХ в.;
4) ХVI – XVIII вв.;
в) формирование социальных наук;
5) ХII в. г) появление естествознания.
5. Выделите основные функции науки в современном обществе:
а) функция быть особой социальной силой в обществе;
б) социально-критическая функция;
в) культурно-мировоззренческая функция;
г) логическая функция;
д) функция быть производительной силой.
6. Допишите фразу: «Основными уровнями научного исследования являются …»
а) наблюдение; г) эмпирический;
б) эксперимент; д) абстрактный;
в) измерение; е) теоретический.
7. Укажите методы эмпирического уровня научного исследования:
сравнение, абстрагирование, обобщение, измерение,
идеализация, знаковое моделирование, мысленный эксперимент, формализация, описание, аксиоматический метод, наблюдение, метод математической гипотезы, эксперимент.
8. Определите общелогические методы исследования:
индукция и дедукция, идеализация, сравнение, формализация, исторический и логический методы, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, знаковое моделирование.
9. Укажите основные формы научного познания:
научный факт, схема, проблема, математическое выражение, доказательство, вопрос, обобщение, гипотеза, теория.
10. Определите главное различие между гипотезой и теорией:
а) гипотеза предшествует появлению теории;
б) теория в отличии от гипотезы – знание не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность;
в) гипотеза – это предположение, а теория – это достоверное знание.
11. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать такие методы научного исследования, как анализ и синтез:
1) анализ; а) разложение;
2) синтез; б) обобщение;
в) интегрирование;
г) разделение;
д) сочетание;
е) суммирование;
ж) расчленение.
12. Определите, как соотносятся между собой такие методы научного исследования, как аналогия и моделирование:
а) моделирование базируется на аналогии;
б) моделирование исключает аналогию;
в) аналогия базируется на моделировании.
13. Выберите наиболее точное понимание научной революции:
а) появление новых теорий;
б) появление новых методов и средств научного исследования;
в) перестройка исследовательских стратегий, задаваемых
основателями науки.
14. Установите соответствия, позволяющие определить
хронологию основных этапов развития науки:
1) классическая наука; а) XV в. – XIX в.;
2) неклассическая наука; б) XVII в. – начало XX в.;
3) постклассическая наука; в) XIX в.;
г) первая половина XX в.;
д) конец XX в.;
е) Vв.до н.э. – I в. н. э.
15. Выберите наиболее точное определение техники:
а) искусство, мастерство, умение;
б) система искусственных органов деятельности общества;
в) опредмеченные в природном материале трудовые
функции, навыки, опыт и знания;
г) составная часть производительных сил общества.
16. Когда появились первые фундаментальные работы по
философии техники?
а) V в. – IV вв. до н. э.;
б) XIX в.;
в) 60 – 70 г. XIX в.
17. Попытайтесь определить признаки, отличающие развитое инженерное мышление:
а) формируется на машинной основе;
б) рационально;
в) имеет тенденцию к формализации и стандартизации;
г) опирается на экспериментальную базу;
д) опирается на теорию;
е) систематично формируется профессиональными инженерными дисциплинами;
ж) экономически рентабельно;
з) небезучастно к судьбе людей.
18. Установите соответствие, позволяющее определить
хронологию основных этапов развития техники:
1) орудия ручного труда;
а) XX в.;
б) до XVIII в.;
2) машины; в) XVIII в.;
3) автоматы; г) V в. до н.э. – I в. н. э.