Содержание
Установите соответствие, характеризующее понимание истины в классической и постклассической философии
Ответы к тесту
1. (а)
2. (а)
3. (а, б, в)
4. (а)
5. (б, г, д)
6. (б)
7. (г)
8. (а, в, г)
9. (а)
10. (б)
11. (а)
12. (а)
13. (в)
14. (г, е)
15. (а)
16. (деятельность)
17. (а, б, г)
18. (а, в)
19. (единство)
20. (в)
21. (1: б, д; 2: а, в, г)
1. Выберите правильное определение гносеологии:
а) теория познания;
б) изучение понятий, употребляемых только в определенной области человеческого познания;
в) учение о бытии;
г) так называл Аристотель свое учение о первоматерии.
2. Что означает термин «агностицизм»?
а) мир, не доступный познанию;
б) несовершенство, изменчивость знаний;
в) познание наиболее адекватно отражает действительность.
3. Выделите типы познания:
а) научное; г) эмоциональное;
б) обыденное; д) детское.
в) художественное;
4. Какое познание основано на ощущении?
а) чувственное ;
б) логическое.
5. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое
познание:
а) представление; г) умозаключение;
б) понятие; д) суждение.
в) восприятие;
6. Какое направление в учении о познании признает приоритетным познание разума?
а) сенсуализм; в) агностицизм;
б) рационализм; г) скептицизм.
7. Представители какого направления отрицают возможность познания мира?
а) рационализм; в) скептицизм;
б) сенсуализм; г) агностицизм.
8. Выделите формы чувственного познания:
а) ощущение; г) представление;
б) суждение; д) умозаключение.
в) восприятие;
9. Продолжите фразу. Интуиция – это…
а) работа сознания на бессознательном уровне, прорыв
бессознательного в сознание;
б) процедура познания, предполагающая использование правил и символов на основе договоренности субъектов по познанию.
10. Верно ли положение, что интуиция не только не помогает в познании, но и является помехой в процессе познания?
а) да; б) нет.
11. Что является критерием истины?
а) практика; г) математическое доказательство;
б) разум; д) оценки и мнение субъекта.
в) чувства;
12. Какова цель познания?
а) постижение истины;
б) разрешение противоречий в практически-преобразовательной деятельности конкретного человека;
в) удовлетворение потребностей в познании окружающего мира.
13. Что является принципиальным в процессе познания?
а) наличие субъекта познания;
б) наличие объекта познания;
в) наличие и объекта, и субъекта познания;
г) наличие средств познания;
д) наличие самосознания.
14. Укажите представителей агностицизма в классической
философии:
а) Ф. Бэкон; д) Г. Лейбниц;
б) Дж. Беркли; е) И. Кант;
в) Г. Гегель; ж) Т. Гоббс;
г) Д. Юм; з) Ж.-Ж. Руссо.
15. Назовите философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта в познании:
а) немецкая классическая философия;
б) философия марксизма;
в) метафизический материализм ХVII – XVIII вв.
16. Определите, какое из понятий, с точки зрения марксистской теории познания, шире по своему содержанию – «практика» или «деятельность»?
17. Укажите основные формы практики в марксистской
философии:
а) научный эксперимент;
б) социальная практика;
в) духовная деятельность;
г) материальное производство;
д) религиозно-проповедническая деятельность.
18. Выделите основные функции практики в процессе познания:
а) практика – основа познания;
б) практика – часть познания;
в) практика – критерий истины;
г) практика – цель познания;
д) практика – начало познания;
е) практика – предшественница познания.
19. Вставьте пропущенное слово: «Диалектико-материалистический подход к пониманию структуры познавательного процесса предполагает … чувственного и рациональ-
ного в познании».
20. Выделите отличительные особенности понимания истины в рамках диалектико-материалистической философской
традиции:
а) истина есть результат отдельного акта познания;
б) истина есть процесс;
в) истина конкретна и объективна по содержанию;
г) истина абсолютна и вечна.
21. Установите соответствие, характеризующее понимание истины в классической и постклассической философии:
а) истина – феномен языкового ряда;
б) истина – знание, соответствующее действительности;
в) истина – форма психического состояния личности;
г) истина – полезное знание;
д) истина – знание, соответствующее законам логики