Содержание
Какие из перечисленных понятий относятся к закону единства и борьбы противоположностей
Ответы к тесту
1. (а)
2. (б, г)
3. (б, д, е)
4. (единичное, особенное и общее, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, часть и целое, сущность и явление)
5. (г)
6. (г)
7. (г)
8. (б)
9. (г)
10. (в)
11. (а, в, д)
12. (в, д)
13. (д)
14. (е)
15. (г)
16. (д)
17. (б)
18. (г)
19. (а)
1. Выделите понятие, с которым в рамках классической
философии часто отождествлялась категория «развитие»:
а) прогресс; в) регресс;
б) самоорганизация; г) связь состояний.
2. Выделите изменения, которые составляют суть процесса
развития:
а) обратимые; в) направленные;
б) качественные; г) закономерные;
д) количественные.
3. Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:
а) закон сохранения массы и энергии;
б) закон единства и борьбы противоположности;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон сохранения импульса;
д) закон перехода количественных изменений в качественные;
е) закон отрицания отрицания.
4. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории диалектики:
материя и сознание; бытие и небытие; единичное, особенное и общее; содержание и форма; чувственное и рациональное; субъект и объект; причина и следствие; ощущение и понятие; необходимость и случайность; возможность и действительность; имманентное и трансцендентное; содержание и форма;
пространство и время; человек и природа; часть и целое; сущность и явление.
5. Назовите философа, сформулировавшего законы диалектики как теории развития:
а) Аристотель; г) Г. Гегель;
б) Ф. Аквинский; д) Ф. Энгельс;
в) И. Кант; е) В.С. Соловьев.
6. Назовите область современного научного знания, связанного с изучением явлений самоорганизации, претендующей на роль основания новой научной картины мира:
а) дианетика; в) диалектика;
б) теософия; г) синергетика.
7. Что такое диалектика?
а) искусство вести беседу;
б) утверждение, что все в мире относительно;
в) учение о единстве противоположностей;
г) учение о развитие и всеобщей связи.
8. Что такое метафизика?
а) другое название философии;
б) отрицание развития;
в) признание развития за счет внешнего толчка.
9. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является
наиболее правильной?
а) законы науки – научные утверждения, имеющие общезначимый смысл;
б) законы науки – отражение закономерностей, присущих природе и обществу;
в) законы науки – следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;
г) законы науки – отражение общих, повторяющихся
связей, вещей, явлений.
10. Какая из геометрических фигур, по-вашему, лучше отражает диалектический характер процесса развития?
а) круг; в) спираль.
б) прямая;
11. Выделите исторические формы диалектики:
а) стихийная диалектика античности;
б) диалектика древнеиндийской философии;
в) идеалистическая диалектика;
г) диалектика механистического материализма нового
времени;
д) диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.
12. Какие из перечисленных понятий относятся к диалектическому закону единства количественных и качественных изменений?
а) число; в) скачок;
б) отрицание; д) мера.
г) пространство;
13. Какие из перечисленных понятий относятся к диалектическому закону отрицания отрицания?
а) качество; г) синтез;
б) анализ; д) преемственность.
в) индукция;
14. Какие из перечисленных понятий относятся к закону
единства и борьбы противоположностей?
а) содержание; г) эволюция;
б) развитие; е) разрешение противоречия.
в) качество;
15. Кто из перечисленных философов сформулировал основные законы диалектики?
а) Платон; г) Г. Гегель;
б) Гераклит; д) Ф. Шеллинг.
в) К. Маркс;
16. Кто первым создал диалектическую философию природы?
а) Гераклит; г) Г. Гегель;
б) Ф. Бэкон; д) Ф. Энгельс.
в) Ф. Шеллинг;
17. Кто стоял у истоков «наивной диалектики»?
а) Фалес; г) Ф. Бэкон;
б) Гераклит; д) Д. Юм.
в) Платон;
18. Допишите фразу: «В позитивное понимание существующего диалектика включает в то же время понимание его…»:
а) развития; г) отрицания;
б) революции; д) становления.
в) противоречия;
19. Какое из понятий является более широким?
а) движение; в) взаимодействие;
б) развитие; г) отражение.