Содержание
Системный подход к изучению природных систем требует интересоваться в первую очередь
1.Системой не является(-ются) …
совокупность всех звезд спектрального класса G («желтые карлики»)
двойные звезды
совокупность звезд нашей Галактики
звезды, входящие в состав какого-нибудь шарового скопления
++ Ответ ++
Любая звезда непосредственно взаимодействует со звездами-соседями, а опосредованно – с соседями соседей и т.д. Но звезды, входящие в разные галактики, чаще всего не взаимодействуют никак, ни прямо ни опосредовано, даже если они принадлежат к одному спектральному классу.
2. Последовательность иерархических уровней организации материального мира нарушена в ряду …
живая клетка – биогеоценоз – живой организм – биосфера
элементарная частица – атомное ядро – атом – молекула
Вселенная – Метагалактика – галактика – звезда
Солнечная система – Земля – литосфера – литосферная плита
++ Ответ ++
Между биогеоценозом и биосферой могут находиться лишь экосистемы промежуточных уровней, но не отдельный живой организм
3. Системой, несомненно, можно считать …
популяцию
биологический вид
биологический род
биологический класс
++ Ответ ++
Согласно определению популяции, составляющие ее особи обязательно должны взаимодействовать между собой (скрещиваться), в результате чего в популяции поддерживается общий поток генов, являющийся системным свойством. Особи, принадлежащие к одному виду, взаимодействовать не обязаны, и в реальности, если они принадлежат к разным популяциям, так часто и происходит. В еще большей степени это относится к понятиям рода и класса, которые часто рассматривают как результат умозрительной группировки организмов по более или менее произвольным критериям.
4. Системный подход к изучению природных систем требует интересоваться в первую очередь …
характером связей между элементами системы
свойствами элементов системы самих по себе
количеством элементов в системе
пространственной протяженностью и длительностью существования системы
++ Ответ ++
Системный подход потому и называется системным, что он нацелен на изучение того, что делает систему системой, а именно, на изучение взаимосвязей между ее элементами. Если характер связей между элементами не важен, то перед нами не система, а совокупность, и для ее изучения плодотворнее не системный, а аналитический подход.
5. В утверждении о том, что ___, изотоп уран-235 (235U) рассматривается как система атомов.
топливом для обычных атомных реакторах служит уран-235, но не уран-238
уран-235, как и уран-238, имеет зарядовое число ядра, равное 92
период полураспада урана-235 в несколько раз меньше, чем у урана-238
содержание урана-235 в природном уране составляет менее 1%
++ Ответ ++
В атомном реакторе происходит цепная реакция деления атомных ядер, то есть такая, при которой деление ядра одного атома стимулирует деление ядер других атомов. Таким образом, важна именно взаимосвязь поведения разных атомов, что делает их системой.
Зарядовое число ядра определено для каждого отдельно взятого атома и не является системной характеристикой.
Период полураспада определяется путем усреднения по большой совокупности атомов (точнее, их ядер), но при этом взаимодействие между ними не только не требуется, но даже излишне.
Содержание изотопа 235U говорит лишь о количестве атомов этого изотопа, но ничего не говорит о характере или результатах их взаимодействия между собой.
6. К числу системных свойств галактики относится(-ятся) …
форма
совокупная светимость
количество звезд в ней
размеры
++ Ответ ++
Размеры, количество звезд в галактике, ее светимость – величины аддитивные, складывающиеся из характеристик частей галактики. А вот форма галактики определяется тем, как взаимодействуют между собой звезды и остальные ее компоненты (газ, пыль, «темная материя» и т.д.), и не может быть сведена к сумме свойств этих компонент.