Содержание
С позиции традиционной педагогики содержание образования рассматривается как:
Ответ к тесту
1. Г
2. Б
3. Великая дидактика
4. Б
5. В, а, б
6. Д
7. Образование
8. В
9. 1б, 2в, 3а
10. А
11. Дидактика
12. Е
13. 1б, 2д, 3а, 4г, 5в
14. Б
15. Программированное
16. А, б, г, в
17. Теория познания
18. 1б, 2а, 3в
19. Б
20. А
21. В или Г
22. Абстрактное мышление
23. 1б, 2г, 3а, 4б, 5д
24. Б
25. А
26. А
27. Г
1. Учение – это:
а) способность личности к восприятию учебной информации;
б) потребность личности в получении знаний;
в) деятельность учителя по передаче знаний;
г) деятельность учащихся в процессе обучения.
2. Предметом изучения дидактики являются:
а) закономерности процессов усвоения знаний, формирования умений и навыков;
б) закономерности и принципы обучения, его цели, содержание, методы, средства и организационные формы;
в) процесс обучения;
г) образование;
д) учение и преподавание.
3. Дидактика, как отрасль педагогической науки, получила наиболее четкое оформление в труде Я.А. Коменского
4. Какая группа отражает наиболее существенные связи дидактики с другими науками:
а) математика, физика, химия, литература, история, биология, иностранный язык;
б) философия, анатомия и физиология, психология, информатика;
в) обществоведение, философия, информатика, психология, история, социология.
5. Установите иерархию следующих понятий, начиная с общего:
а) дидактика;
б) частная методика;
в) педагогика.
6. В чем суть «акроматического» способа общения и научения, автором которого являлся Пифагор:
а) столкновение мнений, различных точек зрения, в результате которых могут быть получены новые знания;
б) последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме;
в) последовательная постановка вопросов таким образом, чтобы ученик, отвечая на них, сам приходил к истинным суждениям;
г) создание игровых ситуаций, вызывающих яркие эмоциональные переживания;
д) строгий распорядок дня, полное подчинение своему учителю, заучивание наизусть его поучений.
7. Специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, ходе которого решаются задачи образования учеников..
8. Функции обучения – это:
а) образовательная, мировоззренческая, развивающая;
б) образовательная, адаптивная, мировоззренческая;
в) образовательная, воспитательная, развивающая;
г) адаптивная, воспитательная, развивающая.
9. Установите соответствие между названием педагогического сочинения и его автором.
Педагогическое сочинение Автор
1. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания»
2. «Лингард и Гертруда»
3. «Великая дидактика»
а) Я.А. Коменский;
б) И. Гербарт;
в) И.Г. Песталоцци;
10. Церковная система воспитания и обучения в эпоху Средневековья включала следующие образовательные учреждения:
а) приходские школы, монастырские школы, кафедральные школы;
б) школа грамматистов, школа кифаристов, палестра, гимназия;
в) элементарные школы, грамматические школы, риторские школы;
г) материнская школа, школа родного языка, латинская школа, академия.
11. Научная дисциплина, которая исследует процесс обучения, включающий в себя взаимосвязанные процессы преподавания и учения, называется
12. Результат обучения – это:
а) будущий результат деятельности, на который направлены усилия педагога и учащегося в процессе обучения;
б) система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;
в) упорядочение дидактического процесса, придание ему необходимой формы, способствующей реализации цели;
г) путь, способ достижения целей и задач обучения;
д) предметная поддержка курса;
е) степень реализации намеченной цели, конечные следствия учебного процесса.
13. Установите соответствие между моделями образования и их характеристиками.
Модель образования Характеристика
1. Рационалистическая модель образования
2. Модель развивающего образования
3. Традиционная модель образования
4. Феноменологическая модель образования
5. Неинституциональная модель образования а) модель систематического академического образования, формирование базовых знаний, умений и навыков;
б) модель образования, которая обеспечивает передачу и усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры,
в) модель, ориентированная на организацию образования вне социальных институтов;
г) модель, предполагающая персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей;
д) модель, позволяющая удовлетворить потребности различных слоев населения в образовательных услугах
14. Умения – это:
а) совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом;
б) овладение способами, приемами, действиями применения знаний на практике;
в) умения, доведенные до автоматизма.
15. Индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе, которая предписывает последовательность действий по овладению знаниями, называется..
16. Установите последовательность этапов процесса обучения.
а) восприятие;
б) осмысление;
в) применение;
г) закрепление.
17. Философской основой процесса обучения является ...
18. Установите соответствие между функциями процесса обучения и их характеристикой.
Функции обучения Характеристика функций обучения
1. Образовательная
2. Воспитательная
3. Развивающая
а) формирование нравственных качеств личности, ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;
б) вооружение учащихся системой научных знаний умений, навыков и творческое их использование в деятельности;
в) развитие познавательного интереса, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, задатков и способностей.
19. Модель образования, которая рассматривается как отрасль народного хозяйства
с жестким централизованным управлением, называется:
а) моделью развивающего образования;
б) моделью образования как государственно-ведомственной организации;
в) традиционной моделью образования;
г) рационалистической моделью образования;
д) феноменологической моделью образования.
20. Признаками процесса обучения являются:
а) целенаправленность, целостность, двусторонность, совместная деятельность, руководство со стороны учителя;
б) нормативные документы, раскрывающие содержание знаний, умений и навыков;
в) система научных знаний, практических умений и навыков;
г) цель, содержание, методы, средства, организационные формы, результат.
21. Образование – это:
а) целенаправленная деятельность учителя, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков;
б) целенаправленная деятельность учащегося, направленная на усвоение суммы знаний, умений и навыков, развитие личности;
в) целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;
г) целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников.
22. Дайте название пропущенному этапу научного познания:
- живое созерцание;
- ;
- практика;
23. Установите соответствие между видом обучения и его краткой характеристикой
Виды обучения Характеристика
1. Дистанционное обучение
2. Развивающее обучение
3.Программиро-
ванное обучение
4. Модульное обучение
5. Проблемное обучение
а) индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе, которая предписывает последовательность действий по овладению знаниями;
б) получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных средств телекоммуникации;
в) ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей в процессе работы с информационным блоком, в котором объединено учебное содержание и способы его усвоения;
г) обучение на высоком уровне трудности, в быстром темпе, осуществляемое в «зоне ближайшего развития».
д) преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, побуждает найти способ ее разрешения.
24. В какой группе перечислены компоненты учебной деятельности.
а) учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия;
б) учебная мотивация, учебная задача, учебное действие, контроль, переходящий в самоконтороль, оценка, переходящая в самооценку;
в) цель, содержание, методы, средства, организационные формы, результат;
г) целенаправленность, целостность, двусторонность, совместная деятельность, руководство со стороны учителя;
д) восприятие, осмысление, запоминание, воспроизведение, применение.
25. С позиции традиционной педагогики содержание образования рассматривается как:
а) совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы;
б) адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
26. Учебный предмет – это:
а) система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными возможностями основные исходные положения основ науки или стороны культуры, труда, производства;
б) нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на изучение;
в) комплексная, информационная модель конкретной педагогической системы, соответствующая по содержанию и структуре учебной программе по предмету.
27. Школьный компонент стандарта образования – это:
а) нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и других предметов, относящихся к компетенции регионов и учреждений образования;
б) нормативы, которые обеспечивают единство педагогического пространства страны и интеграцию личности в систему мировой культуры. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» нормируют минимально необходимый уровень образованности;
в) нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и других предметов, относящихся к компетенции регионов и учреждений образования и определяемые федеральными органами;
г) нормативы, обусловленные спецификой и направленностью конкретного образовательного учреждения, которые определяют содержание образования сверх федеральной и региональной нормы.