Содержание
Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития
Ответ к тесту
блок 1 2 3 4
1 А Б А А
2 А Б В А
3 А В А Г
4 А Г Б А
5 В В Б Г
6 Г
7 А
8 В
9 В
10 В
11 Б
12 В
13 В
14 Б
15 Г
1. Область психологической науки, изучающая закономерности психического и психологического развития в онтогенезе, называется…
А) возрастной психологией;
Б) дифференциальной психологией;
В) сравнительной психологией;
Г) клинической психологией.
2. Положение о том, что у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, способности, таланты, соответствует концепции (теории)…
А) социогенетической;
Б) рекапитуляции;
В) конвергенции двух факторов;
Г) культурно-исторической.
3. Автором культурно-исторической теории развития высших психических функций является…
А) Л.С. Выготский;
Б) С.Л. Рубинштейн;
В) А.Н. Леонтьев;
Г) П.Я. Гальперин.
4. Возраст, описывающий степень психической/психологической зрелости и определяемый, по Л.С. Выготскому, через особенности социальной ситуации развития, называется…
А) психологическим возрастом;
Б) биологическим возрастом;
В) умственным возрастом;
Г) хронологическим (паспортным) возрастом.
5. Понятие… возраста как самостоятельного психологического периода возникло в конце ХIХ в. в связи с изменением социального статуса детей этого возраста из-за увеличивающегося по длительности разрыва между достижением физической и социальной зрелости
А) дошкольного;
Б) младшего школьного;
В) подросткового;
Г) юношеского.
6. Хронологические границы подросткового периода – это возраст…
А) 1-3 года;
Б) 4-7 лет;
В) 7-10 лет;
Г) 10-15 лет.
7. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, называется…
А) психическим развитием;
Б) онтогенетическим развитием;
В) психологическим новообразованием;
Г) возрастным кризисом.
8. Деятельность ребенка, в которой возникают и проявляются главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, называется…
А) детской деятельностью;
Б) детской продуктивной деятельностью;
В) ведущей деятельностью;
Г) предметно-манипулятивной деятельностью.
9. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является…
А) предметно-манипулятивная деятельность;
Б) учебная деятельность;
В) интимно-личностное общение со сверстниками;
Г) учебно-профессиональная деятельность.
10. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте (по Д.И. Фельдштейну) является…
А) игровая деятельность;
Б) учебная деятельность;
В) общественно полезная деятельность;
Г) учебно-профессиональная деятельность.
11. Общественно полезная деятельность является ведущим видом деятельности в…
А) младшем школьном возрасте;
Б) подростковом возрасте;
В) ранней юности;
Г) периоде взрослости.
12. Чувство взрослости является психологическим новообразованием возраста…
А) дошкольного;
Б) младшего школьного;
В) подросткового;
Г) ранней юности.
13. Формируемое в младшем подростковом возрасте субъективное переживание готовности стать самостоятельным называется…
А) реакцией оппозиции;
Б) реакцией группирования со сверстниками;
В) чувством взрослости;
Г) профессиональным и личностным самоопределением.
14. Особые возрастные периоды, характеризующиеся кардинальными психологическими изменениями, называются…
А) этапами психического развития;
Б) возрастными кризисами;
В) стабильными возрастными периодами;
Г) сензитивными периодами.
15. С возникновением у детей чувства взрослости, развитием самосознания, отношением к себе как к личности, к своим новым возможностям и способностям связано психологическое содержание…
А) кризиса одного года;
Б) кризиса трех лет;
В) кризиса семи лет;
Г) подросткового кризиса (пубертатного кризиса).
Раздел 2. Основные сферы психического развития подростка
16. В анатомо-физиологическом аспекте с интенсивным половым созреванием связан возраст…
А) младший школьный;
Б) подростковый;
В) юношеский;
Г) взрослости.
17. Исследователь, предложивший модель «структуры интеллекта (SI)» и разделивший дивергентное и конвергентное мышление - …
А) Г.Ю. Айзенк;
Б) Дж. Гилфорд;
В) Р. Б. Кэттелл;
Г) Р. Стернберг.
18. Вариант интерпретации G-фактора, предложенный Г. Айзенком, – это…
А) внимание;
Б) мотивация;
В) скорость переработки информации центральной нервной системой;
Г) мышление.
19. Из перечисленных тестов не предназначен для оценки интеллектуальных способностей …
А) тест Равенна;
Б) тест Амтхауэра;
В) тест Векслера;
Г) ТАТ.
20. Возрастом интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов является…
А) дошкольный возраст;
Б) младший школьный;
В) подростковый;
Г) юношеский.
Раздел 3. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
21. Реакция, проявляющаяся стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще, называется…
А) реакцией эмансипации;
Б) реакцией группирования со сверстниками;
В) реакцией увлечения (хобби-реакцией);
Г) реакциями, обусловленными сексуальным влечением.
22. Такие поведенческие реакции как эмансипация, группирование со сверстниками, увлечения (хобби-реакция), а также реакции, обусловленные сексуальным влечением, характеризуют возраст….
А) дошкольный;
Б) младший школьный;
В) подростковый;
Г) юношеский.
23. Увлечения подростков, связанные с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, радиотехнике, древней истории или к разведению цветов и т.д.), называются…
А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;
Б) телесно-мануальными увлечениями;
В) накопительскими увлечениями;
Г) эгоцентрическими увлечениями.
24. Увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни, называются…
А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;
Б) лидерскими увлечениями;
В) информационно-коммуникативные увлечения;
Г) эгоцентрическими увлечениями.
25. Увлечения, которые проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться, называются…
А) интеллектуально-эстетическими увлечениями;
Б) информационно-коммуникативные увлечения;
В) накопительскими увлечениями;
Г) эгоцентрическими увлечениями.
Раздел 4. Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте
26. Способности – это…
А) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;
Б) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;
В) один из видов мышления;
Г) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
27. Специальные способности – это…
А) психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и пр.);
Б) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков;
В) один из видов мышления;
Г) совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
28. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей – это …
А) умения;
Б) уровень умственного развития;
В) интеллект;
Г) задатки.
29. Интерес – это…
А) форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности;
Б) психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и пр.);
В) избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься;
Г) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
30. Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься, - это…
А) мотивы;
Б) способности;
В) интересы;
Г) склонности.