Содержание
Авторами гипотезы лингвистической относительности, выдвинутой в 30-х гг 20в., являются
Ответ к тесту
1. а.
2. г.
3. а-2;б-3; в-1;
4. в;
5. в;
6. г;
7. в;
8. а;
9. а;
10. а;
11. в;
12. а;
13. б;
14. а, в;
15. в;
16. б;
17. б-1; г-2; а-3; в – 4;
18. б;
19. а,б,д;
20. а-2; б-1; в – 3.
1.Предметом психолингвистики является:
а) соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, - с др. стороны;
б) речевая деятельность;
в) языковая компетентность;
г) соотношение структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения.
2.Основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности:
а) понятие;
б) буква;
в) мысль;
г) слово.
3.Соотнесите этапы развития психолингвистики с именами ученых:
а) психолингвистика первого поколения. 1. Дж.Верч, Ж. Нуазе.
б) психолингвистика второго поколения. 2. Ч. Осгуд.
в) психолингвистика третьего поколения. 3. Н. Хомский, Дж. Милер.
4.Какое суждение не относится к постулатам психолингвистики:
а) единицами психолингвистического анализа являются элементарные речевые действия и операции;
б) важную роль в речевой деятельности играет вероятностное прогнозирование;
в) процессы восприятия речи рассматриваются самостоятельно , вне связи с процессами порождения речи;
г) эвристичность организации речевой деятельности.
5.Методом психолингвистики не является:
а) метод эксперимента;
б) метод наблюдения и самонаблюдения;
в) метод прогнозирования речевых высказываний;
г) метод лингвистического эксперимента.
6.Лингвистический эксперимент, применяемый в психолингвистике, разработал:
а) Л.С. Выготский;
б) А.А. Потебня;
в) А.А. Леонтьев;
г) Л.В. Щерба.
7. Л.С. Выготский утверждал, что:
а) мышление предшествует появлению речи;
б) мышление возникает с появлением речи;
в) мышление и речь имеет разные генетические корни;
г) все ответы верны.
8. В основе порождения высказывания лежит:
а) мотив;
б) план высказывания;
в) замысел;
г) мысль.
9.Для говорения на родном и иностранном языках человек:
а) использует одни и те же механизмы речи;
б) формирует разные механизмы речи;
в) в зависимости от степени близости языков может быть использован и тот и другой вариант;
г) правильного ответа нет.
10. Результатом порождения речевого высказывания является:
а) выраженная в суждении мысль;
б) истинность высказанного суждения;
в) синтаксически правильно построенная фраза;
г) семантически правильно построенная фраза.
11.Процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний называется:
а) усвоение речи;
б) осмысление речи;
в) восприятие речи;
г) анализ речи.
12.Внутренняя речь:
а) по своей структуре представляет свернутую речь и обязательно сохраняет предикативную функцию;
б) имеет полную структуру и обязательно сохраняет номинативную и предикативную функции;
в) имеет неполную структуру и обязательно сохраняет номинативную и предикативную функции.
13. Под смыслом в психолингвистике принято понимать:
а) объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за словом;
б) индивидуальное значение слова, выделенное из объективной системы связей;
в) высший уровень обобщения всех связей и отношений, которые стоят за словом;
г) определенное значение слова, актуальное в данной речевой ситуации.
14. Основными характеристика текста являются:
а) цельность;
б) системность;
в) связность;
г) структурность.
15.Культурный компонент значения слова - это:
а) его металингвистическое содержание;
б) его паралингвистическое содержание;
в) его экстралингвистическое содержание;
г) его эндолингвистическое содержание.
16.Авторами гипотезы лингвистической относительности, выдвинутой в 30-х гг 20в., являются:
а) Дж. Миллер и Н. Хомский;
б) Б. Уорф и Э Сепир;
в) Ч. Осгуд и Т. Сибек;
г) Ж. Нуазе.
17.Соотнесите высказывания:
а) реальная величина речевой деятельности – 1. Ч Осгуд;
человек, а не язык в отвлечении от человека; 2. Л.В. Щерба;
б) речь – система непосредственных и 3. И.А. Бодуэн;
опосредованных реакций человека на речевые 4. Ф. Де Соссюр.
и неречевые стимулы;
в) речь – индивидуальный акт, реализующий
языковую способность через посредство языка
как социальной системы;
г) психика – функция, свойство человека
как материального, телесного существа,
который обладает определенной физической
организацией (мозгом).
18. Психопоэтика изучает:
а) процессы формирования речевой способности и речевой деятельности на разных этапах развития ребенка;
б) процесс порождения художественной речи;
в) конкретно-языковые и национально-культурные варианты речевой деятельности, языкового сознания, организации процессов речевого общения;
г) роль языкового сознания в структурировании мира.
19. К признакам связности текста относятся (несколько вариантов ответов):
а) синтаксические признаки;
б) семиотические признаки;
в) грамматические признаки;
г) длительность;
д) фонетические признаки.
20.Проведите соответствие между 3 видами единиц и их характеристиками:
а) языковые единицы; 1. речевая деятельность;
б) психолингвистические единицы; 2.язык и языковой стандарт;
в) психологические единицы. 3. языковые способности.