Содержание
Общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда
Ответ к тесту
1 в
2 а, д, е
3 а
4 е
5 е
6 б, в
7 а
8 б
9 в
10 а
11 г
12 а
13 б
14 в
15 в
16 д
17 б
18 в
19 а
20 б
21 б
22 а
23 д
24 в
25 а
1. Направление в социологии культуры, исходным принципом которого является убеждение, что основой общественного развития являются процессы заимствования и распространения из одних центров в другие, - это:
а) структурализм; б) эволюционизм; в) диффузионизм; г) психоанализ.
2. К эволюционистскому направлению в социологии культуры относятся:
а) Э.Тайлор; б) К.Леви-Стросс; в) Ж.Деррида; г) Ж.Гобино; д) Л.Г.Морган; е) Д.Фрэзер.
3. Структурная антропология – это:
а) основанное К.Леви-Строссом направление в культурной антропологии, стремящееся к выявлению универсально значимых структур социальной жизни;
б) устойчивый набор оснований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих научный способ познания от всех остальных;
в) направление в социальной (культурной) антропологии, исходным принципом которого является убеждение, что основой общественного развития являются процессы заимствования и распространения из одних центров в другие.
4. Создателем теории дологического мышления людей примитивных обществ является:
а) О.Конт; б) Э.Тайлор; в) Э.Дюркгейм; г) К.Леви-Стросс; д) З.Фрейд; е) Л.Леви-Брюль.
5. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «Первобытное мышление, как и наше, интересуется причинами происходящего, однако оно ищет их в совершенно ином направлении. Оно живет в мире, где всегда действуют или готовы к действию бесчисленные, вездесущие тайные силы»:
а) О.Конту; б) Э.Тайлору; в) Э.Дюркгейму; г) К.Леви-Строссу; д) З.Фрейду; е) Л.Леви-Брюлю.
6. Структурно-функционалистский этап в развитии социологии культуры связан с именами:
а) Э.Тайлора; б) Б.Малиновского; в) А.Радклифф-Брауна; г) Э.Кассирера; д) Ф.Боаса.
7. Направление в социологии культуры, основанное на теории символических форм, через которые человеческое сознание поддерживает постоянную связь с окружающим миром, - это:
а) символическая антропология; б) эволюционизм; б) постмодерн; в) диффузионизм; г) социологическая школа.
8. Искусственные единицы, создаваемые людьми в процессах взаимодействия и коммуникации для целей социокультурной адаптации, - это:
а) нормативные акты; б) артефакты; в) договоры.
9. Тип изменчивости культурных феноменов, не затрагивающий основных принятых в обществе принципов, художественных стилей, познавательных парадигм, - это:
а) эволюция; б) аккультурация; в) культурная вариация; г) культурная диффузия.
10. Социокультурная динамика – это:
а) категория, обозначающая совокупность разнородных изменений и процессов, происходящих в обществе и культуре с выделением их тенденций и движущих сил;
б) распространение культурных черт от одной культуры к другой путем добровольного заимствования или принуждения;
в) мера интенсивности контактов участников в процессах взаимодействия и коммуникации.
11. Культурная диффузия – это:
а) объединение усилий, обмен действиями, специально организованные для изменений в физическом или социальном окружении;
б) категория, обозначающая содержание совместной жизни людей, представляющее собой биологически не наследуемые, искусственные, созданные людьми объекты — артефакты, а также заученное поведение;
в) упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели;
г) распространение культурных черт от одной культуры к другой путем добровольного заимствования или принуждения.
12. Культурная черта, структурная единица, форма активности, встречающаяся во всех культурах, - это:
а) культурная универсалия; б) социальная функция; в) традиция; г) инновация.
13. Процедура разъятия на части того, что представлялось как единая целостность; рефлексия к парадигматическим основаниям с целью проверить их на взаимную совместимость, - это:
а) реконструкция; б) деконструкция; в) эволюция.
14. Тип поведения, обычно проявляющийся в ситуациях конкуренции, который связан с возможным нанесением повреждений сопернику, а также с установлением определенного иерархического статуса, превосходства, получением доступа или права в отношении определенной территории. Может принимать форму насилия, - это:
а) взаимодействие; б) коммуникация; в) агрессия; г) противостояние.
15. Маргинальный человек – это индивид, который:
а) вступает во взаимодействие с представителями другой социальной группы (слоя, общества);
б) находится в ситуации погружения в другую социокультурную среду;
в) находится на границе различных социальных групп (систем, культур) и испытывает влияние противоречащих друг другу норм, ценностей.
16. Элитарная культура – это вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
а) рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
б) стандартизованных по форме и содержанию;
в) предполагающих коммерческий успех;
г) распространяемых средствами массовой информации;
д) рассчитанных и доступных (в силу своей исключительности) в основном узкому кругу людей.
17. Форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе, - это:
а) символ; б) игра; в) труд; г) коммуникация.
18. По Э.Дюркгейму - общественное состояние, при котором индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы. При этом исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями, - это:
а) господство; б) коммуникация; в) альтруизм; г) конформизм.
19. Ценностные ориентации – это:
а) разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение;
б) стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций, с помощью которых упорядочиваются и регулируются социальные взаимодействия;
в) упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели.
20. Определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события (например, флаг, обручальное кольцо, крест и др.) – это:
а) знак; б) символ; в) значение; г) культура.
21. Форма символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и проявляющаяся в регламентированной последовательности действий, - это:
а) символ; б) ритуал; в) коммуникация; г) аккультурация.
22. Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном либо непозволительном, - это:
а) моральные нормы; б) ценности; в) традиции.
23. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства, - это:
а) господство; б) иерархия; в) подчинение; г) коммуникация; д) конформизм.
24. Социокультурная единица, характеризующая объединение людей, сходных по социальному положению, образу, качеству, стилю жизни, объединенных социально-сетевыми связями, - это:
а) организация; б) система; в) страта; г) этнос.
25. Общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда и социальной стратификации, - это:
а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальная система.