Содержание
Единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности
Ответы к тесту
1 г
2 б
3 в
4 в
5 в
6 а, в, е
7 а
8 в, г, д
9 а
10 б
11 а
12 г
13 г
14 в
15 г
16 а
17 д
18 а, б, в, г
19 а
20 г
21 а
22 а
23 б
24 б
25 в
1. Интернациональное стилистическое направление в культуре, знаменующее исчерпанность эвристических возможностей и разрушение предыдущей культурной, в том числе познавательной, парадигмы, сложившееся на принципах модернизма, структурализма, авангарда. Его характеризует исключительное внимание к движению, неопределенности, переходности. Это направление:
а) модернизм; б) символизм; в) диффузионизм; г) постмодерн; д) эволюционизм; е) структурализм.
2. Научно-познавательная парадигма – это:
а) упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели;
б) устойчивый набор оснований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих научный способ познания от всех остальных;
в) освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией.
3. Направление в гуманитарном познании, основывающееся на концепции эволюции. Исходным положением этого направления является убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн их истории, - это:
а) диффузионизм: б) постмодерн; в) эволюционизм; г) структурализм.
4. Направление в социологии кульутры, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотрением культуры в качестве структуры, - это:
а) постмодернизм: б) модернизм; в) структурализм; в) эволюционизм; г) диффузионизм.
5. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «Разум – очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Но все эти формы суть символические формы. Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны… определить его как animal symbolicum»:
а) Э.Тайлору; б) К.Г.Юнгу; в) Э.Кассиреру; г) Ф.Боасу.
6. К представителям социологической школы относятся:
а) О.Конт; б) Э.Тайлор; в) Э.Дюркгейм; г) К.Леви-Стросс; д) З.Фрейд; е) Л.Леви-Брюль.
7. В постструктурализме беспорядочное возникновение множественности, движение, не имеющее превалирующего направления, распространяющееся без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение, - это:
а) ризома; б) корневище; в) целостность; г) символ; д) страта.
8. К представителям культурно-исторической школы относятся:
а) О.Конт; б) Э.Тайлор; в) И.Тэн; г) Ф.Боас; д) А.Кребер; е) З.Фрейд.
9. Представление о множественности культурных порядков в обществе, не имеющих иерархической соподчиненности, рассматриваемых как равнозначные, - это:
а) децентрирование; б) коммуникация; в) инкультурация; г) идентичность.
10. Материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие для обозначения другого предмета, свойства или отношения, а также для переработки и передачи информации, - это:
а) значение; б) знак; в) символ.
11. Культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации, - это:
а) этнос; б) организация; в) система; г) страта.
12. Понятие, которое в статическом смысле означает внутреннюю расчлененность социальной системы, а в динамическом — процесс формирования в рамках системы новых структурных и функциональных единиц, - это:
а) игра; б) инкультурация; в) культурная диффузия; г) социокультурная дифференциация.
13. Обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов (осуществляемый как вербальными, так и невербальными средствами), в ходе которого вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия, - это:
а) вражда; б) кооперация; в) взаимодействие; г) коммуникация.
14. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям, – это:
а) инкультурация; б) диффузия; в) аккультурация; г) диалог культур.
15. Активный способ взаимодействия человека с окружением, в ходе которого человек как приспосабливается к нему, так и приспосабливает его элементы к своим нуждам; в результате чего формируется жизненная среда, характеризующаяся относительно высокой степенью устойчивости и предсказуемости, - это:
а) взаимодействие; б) контакт; в) коммуникация; г) адаптация.
16. Тип поведения, не столько удовлетворяющий интересы человека, сколько способствующий поддержанию целостности группы. Оно не приносит пользы своему обладателю и даже может быть ему во вред. Такое поведение называется:
а) альтруистическим; б) адаптационным; в) агрессивным.
17. Состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование, обозначается с помощью термина:
а) диффузия; б) инкультурация; в) аккультурация; г) взаимодействие; д) маргинальность.
18. Массовая культура – это вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
а) рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
б) стандартизованных по форме и содержанию;
в) предполагающих коммерческий успех;
г) распространяемых средствами массовой информации;
д) рассчитанных и доступных (в силу своей исключительности) в основном узкому кругу людей.
19. Стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций, с помощью которых упорядочиваются и регулируются социальные взаимодействия, - это:
а) социокультурные нормы; б) ценностные ориентации личности; в) традиции.
20. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся неизменными в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, - это:
а) ритуал; б) символ; в) инновация; г) традиция.
21. Вероятность того, что приказание встретит повиновение у определенных групп людей (по М.Веберу); институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства, - это:
а) господство; б) иерархия; в) подчинение; г) коммуникация; д) конформизм.
22. Освоение индивидом традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры, приобретение навыков овладения своим телом и элементами непосредственной жизненной среды, продолжающееся на протяжении всей жизни человека, - это:
а) инкультурация; б) диффузия; в) аккультурация; г) диалог культур.
23. Социальная роль – это:
а) общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда и социальной стратификации;
б) совокупность функций, которые предписано выполнять индивиду, занимающему определенное место в социальной группе или организации;
в) освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией;
г) упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели.
24. Сложный процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе, - это:
а) аккультурация; б) социализация; в) коммуникация; г) инкультурация.
25. Единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность, - это:
а) коммуникация; б) господство; в) солидарность; г) конформизм.