Содержание
Процесс выделения в изучаемом объекте одних сторон и аспектов, и игнорирование остальных называется
Ответ к тесту
21 а)
22 б)
23 г)
24 а)
25 а)
26 а)
27 б)
28 б)
29 б)
30 б)
31 б)
32 в)
33 а)
34 б)
35 г)
36 в)
37 в)
38 а)
39 г)
40 б)
21. Предположение об определённых обстоятельствах каких-либо событий (напр., о мотивах конкретных поступков неких людей, о последовательности связанных с этим событий, и т.п.) – это…
а) объяснительная гипотеза;
б) рабочая гипотеза;
в) общая гипотеза;
г) версия.
22. Наука о средствах познавательной деятельности, о нормах и функциях научного познания, называется…
а) методология;
б) эпистемология;
в) гносеология;
г) логика.
23. Способ объяснения через сведение сложного явления к простым составляющим его частям или элементам, называется…
а) релятивизм;
б) редукционизм;
в) рационализм;
г) формализм.
24. Философский метод, опирающийся на учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, называется…
а) диалектика;
б) метафизика;
в) эклектика;
г) софистика.
25. Разложение сложного явления на более простые части и элементы называется…
а) синтез;
б) редукция;
в) анализ;
г) демонтаж.
26. Использование элементов различных, не связанных между собой, а то и вовсе противоположных по своим задачам, подходов, методологических установок, познавательных приёмов, называется…
а) эристика;
б) софистика;
в) диалектика;
г) эклектика.
27. «Конкретное» в противоположность «абстрактному» – это…
а) многостороннее, целостное, сложное;
б) одностороннее, частичное, простое;
в) материальное, вещественное, ощутимое;
г) понятное, простое, жизненное.
28. Абстрагирование – это…
а) теоретическое конструирование, собирание разделённых частей или элементов в единое целое;
б) разделение сложного на простое, выявление состава и структуры целого;
в) выделение одного момента или стороны объекта и отвлечение от остальных;
г) выявление идеальной, смысловой структуры изучаемого явления.
29. Идеализация – это…
а) создание теоретического упрощённого объекта, обладающего лишь одним или несколькими определёнными свойствами, часто доведёнными до совершенного состояния;
б) создание модели реального объекта или процесса, воспроизводящей основное в изучаемом процессе и позволяющей изучать его в лабораторных условиях;
в) совершенствование предмета, улучшение его свойств, доведение их до предела;
г) выявление идеальной, смысловой структуры изучаемого явления.
30. Методологический принцип, подразумевающий опору в исследованиях на опытный материал, на чувственные данные, называется…
а) рационализм;
б) материализм;
в) эмпиризм;
г) идеализм.
31. «Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности» – это…
а) теория;
б) практика;
в) методология;
г) совокупность фактов.
32. Эксперимент относится к … методам.
а) эмпирическим;
б) теоретическим;
в) логическим;
г) историческим.
33. Метод формализации подразумевает:
а) сведение сложного в явлении к простому;
б) выражение исследуемого явления в виде формальной системы;
в) выделение одного из всех свойств явления как основного и отвлечение от остальных;
г) выделение в явлении формы и субстрата.
34. Наблюдение относится к … методам.
а) теоретическим;
б) логическим;
в) эмпирическим;
г) историческим.
35. Измерение относится к … методам.
а) теоретическим;
б) эмпирическим;
в) логическим;
г) историческим.
36. «Направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем» носит название…
а) системный подход;
б) системотехника;
в) общая теория систем;
г) синергетика.
37. Метод мышления, опирающийся на вывод в соответствии с логическим законом и дающий достоверное заключение, называется … .
а) дедукция,
б) индукция,
в) абдукция,
г) редукция.
38. Последовательное развитие с усложнением (а иногда с упрощением) структуры объекта называется… .
а) инволюция,
б) эволюция,
в) революция,
г) прогресс.
39. Процесс выделения в изучаемом объекте одних сторон и аспектов, и игнорирование остальных называется… .
а) обобщение,
б) идеализация,
в) абстрагирование,
г) моделирование.
40. Одним из критериев отличия науки от вненаучных форм познания является:
а) абстрактность,
б) интерсубъективность,
в) редукционизм,
г) эмпиризм.