Содержание
Приведите в соответствие функции социологии и вопросы, на которые она ищет ответы
Ответы к тестам
1-д, 2-в, 3-е, 4-е, 5-е, 6-д; 7-г, 8-е, 9-д, 10-е, 11-д, 12-г, 13-а3, б1, в2; 14-а, 15-в, 16-б, 17-б,г; 18-а3, б1, в3; 19-б,в,г,е.
1. Социология – это:
а) эмпирическая наука, служащая удовлетворению текущих потребностей общества;
б) наука, занимающаяся опросом общественного мнения;
в) наука о природе и сущности психических образов;
г) наука о социальных фактах;
д) целостная система знаний об устройстве общества и о месте в нем каждого человека;
е) наука об индивидуальных взглядах на события социальной жизни.
2. Обозначьте правильный ответ.
До возникновения социологии как самостоятельной науки, она существовала в форме составной части:
а) философии;
б) естественной науки;
в) социальной философии;
г) исторической науки.
3. Возникновение социологии как самостоятельной науки вызвано:
а) потребностью разобраться в структуре классовых отношений и объяснить социальное неравенство;
б) стремлением выдающихся мыслителей просветить народ;
в) потребностью разобраться в неоднозначном характере взаимоотношений между различными социальными институтами и организациями;
г) новым местом личности в общественной жизни и новым самосознанием личности;
д) обнаружением не тождественности законов и принципов развития природных и общественных процессов;
е) все перечисленное.
4. Социум является объектом:
а) всех наук;
б) гуманитарных наук;
в) инженерно-технических наук;
г) философии;
д) только социологии;
е) всех социальных наук.
5. Объект науки – это:
а) то, что человек изучает и на что направлена его деятельность;
б) весь мир;
г) любое явление мира, изучаемое человеком;
д) то, что человек желает и стремится узнать;
е) часть бесконечного универсального мира, которую человек мысленно «изымает», «вычленяет» из этого мира и рассматривает как самостоятельную и автономно существующую часть, направляя на нее свою познавательную деятельность.
6. Предмет науки:
а) не существует вне познания;
б) существует вне познающего субъекта;
в) не существует вне познающего субъекта;
г) часть объекта науки;
д) сторона, срез аспект, грань, ракурс изучаемого объекта, которая изучается этой, только этой, и никакой другой наукой;
е) объектно-субъективен;
ж) субъективность познающего/субъекта «входит» в предмет науки, является его частью.
7. Социология рассматривает социальный мир как:
а) сумму отдельных социальных факторов;
б) целостную систему;
в) как совокупность социальных явлений, имеющих строгий порядок, исключающий хаос и беспорядок;
г) как внутренне противоречивую социальную систему, испытывающую состояния организации и дезорганизации, внутренней конфликтности, кризиса, определенности и неопределенности, необходимости и случайности. предсказуемости и непредсказуемости.
8. Объектом социологии является (выступает):
а) общество в целом;
б) отдельные сферы жизнедеятельности человека;
в) человек, индивид, личность;
г) типы государства;
е) социум.
9. Предметом социологии является:
а) весь социум;
б) личность и ее поведение;
в) взаимодействие индивида с другими людьми;
г) различные группы в обществе и их отношения друг с другом;
д) структурная дифференциация общественной системы на группы, общности, социальные институты, организации, сферы, взаимодействия и связи между ними, место и характер связи социального поведения индивида в рамках этих подструктур.
10. Выберите наиболее приемлемое на современном этапе определение социологи как науки:
а) «социология – наука, стремящаяся понять социальное действие и тем самым объяснить его процесс и воздействие» (М.Вебер);
б) социология – наука «изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных» (П.Сорокин);
в) социология – научное изучение социальных «институтов и социального поведения» (Э.Гидденс);
г) социология – наука о среднем «статистическом человеке как нормативном представителе социальной группы, вне каких-либо отклонений от средней тенденции» (Л.Кетле);
д) социология наука о функциональных законах психологии людей в конкретных социокультурных условиях (Д.Милль);
е) социология - наука о становлении, законах функционирования и развития социальных общностей, социальных институтов и организаций, о механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия, а также о позиции, взаимодействии и поведении индивида в социальной системе.
11. Макросоциологический подход в социологии – это изучение:
а) отдельных социальных явлений;
б) рассмотрение специфических сторон различных социальных явлений;
в) это сбор и накопление данных об изменении общественных явлений;
г) изучение особенностей поведения групп людей в период выборов государственной власти;
д) изучение взаимоотношений между частями общества, их взаимозависимости и роли в функционировании и динамике целостной социальной системы.
12. Микросоциологический подход в социологии – это:
а) изучение общих законов функционирования и динамики общества;
б) изучение взаимодействий между социальными организациями и социальными институтами;
в) фиксация внимания на изучении принципов функционирования и поведения больших групп людей;
г) изучение поведенческих актов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций людей в малых группах;
д) изучение внутреннего мира личности.
13. Приведение в соответствие друг другу левую и правую части в схеме о трехуровневой структуре социологии:
1.- общая социологическая теория 1. средний уровень
2.-отраслевые,социологические направления 2. низший уровень
3.- эмпирическая, прикладная социология 3. высший уровень
14. Определите, к какому уровню социологии относится социальная инженерия (социология инженерии):
а) специальные теории среднего уровня, отраслевая социология;
б) общесоциологическая теория высшего уровня;
в) частно-конкретный эмпирический уровень.
15. Социология как самостоятельная наука начала оформляться:
а) в эпоху Возрождения;
б) в эпоху Просвещения;
в) в середине XIX века.
16. Отметьте, к какому типу знания относится социология:
а) гуманитарному типу знания;
б) социальному типу знания;
в) естественнонаучному типу знания;
г) инженерно-техническому типу знания.
17. Отметьте, кого считают основателями социологии как самостоятельной науки:
а) Т.Парсонса;
б) О.Конта;
в) К.Маркса;
г) Г.Спенсера;
д) О.Шпенглера;
е) Э.Дюркгейма.
18. Приведите в соответствие функции социологии и вопросы, на которые она ищет ответы:
1. преобразовательная (практическая) 1. Чем я (человек), живя, должен руководствоваться?
2. Мировоззренческая (идеологическая) 2. Что я могу знать с помощью этой науки?
3.Теоретико-познавательная (гносеологическая) 3. Что я могу делать, а чего не могу, не должен?
19. Социология позволяет:
а) накопить житейские, обыденные представления об обществе;
б) формировать научные знания о структуре, закономерностях, тенденциях общества;
в) составить системную картину социальных отношений и процессов;
г) формировать гибкость поведения;
д) формировать представления об образовании планеты Земля;
е) осмыслить социальные смыслы профессиональной деятельности.