Содержание
Издательство «Медиа-Магнат» специализируется на выпуске журналов и является партнерской организацией директора
Издательство «Медиа-Магнат» специализируется на выпуске журналов и является партнерской организацией директора и редактора. При этом директор занимается экономической стороной общего дела, а редактор создает имидж изданий, основываясь на своем филологическом и журналистском опыте. Сотрудничество является успешным благодаря усиленной работе и психологической совместимости обоих партнеров.
Директор отличается волевым характером. Он стойко переносит многочасовую ненормированную работу, осваивает незнакомые ему ранее сферы деятельности. Его цель – расширение издания, его рентабельность.
Редактор – холерик и педантичный перфекционист. Обладает большим работоспособностью и высоким творческим потенциалом и сумел сделать издания читаемыми и популярными в регионе. Редактор подбирает персонал и подходит к кандидатам с завышенными требованиями, создавая среди новичков атмосферу напряженности и неуверенности в собственных силах. Редактор и директор единодушно полагают, что их мотивация и интересы, должны совпадать с мотивациями и интересами других работников. Выдвигают высокие требования к сотрудникам, заставляют выполнять сверхурочную работу. Только отсутствие достаточного выбора вакансий на рынке труда заставляет сотрудников соглашаться на поставленные условия.
Секретарь – молодая девушка с средним техническим образованием, без опыта работы. Ее моральные ценности и запросы очень высокие, как и проявление поведенческих норм. Обладает меланхолическим темпераментом, слабым типом нервной системы, интровертивным типом, ранимая, не уверенная в себе, отзывчивая, безотказно исполняет поручения руководства и просьбы сотрудников. Медлительная, но природная старательность и мотивации (финансовая поддержка одинокой матери) стимулируют ее усердие.
Однако по мере расширения зоны распространения изданий и увеличения их объема требования редактора и директора к ней (как и к другим членам организации) возрастали, и в последнее время секретарь с трудом справляется с обязанностями, стала допускать больше ошибок и несобранности в работе. Редактор часто выказывает недовольство ее нерасторопностью и хотел бы видеть на ее месте более подвижного и коммуникабельного человека. Секретарь никаких претензий по поводу условий труда не выражает, стала чаще брать больничные листы. Замещать ее приходится рекламному агенту, что мешает ему нормально выполнять свои обязанности. У него, как и у секретаря, наметились нервные срывы, мешающие работе с клиентами.
Клиенты, чьи объявления или рекламные формы выходят не в срок и с допущенными неточностями проявляют недовольство. Издание стало нести убытки. Поводом для начала конфликта стал следующий инцидент: секретарь допустила ошибку при приеме рекламного текста у заказчика. Тот после выхода газеты в ультимативной форме потребовал компенсации за ущерб, значительно завысив размер компенсации. В ответ директор обвинил заказчика в вымогательстве, тот стал угрожать обращением в суд, после чего редактор напомнил директору, что ошибку допустил секретарь, и директор в грубой форме переложил всю вину на секретаря. Та, в свою очередь, возмутилась ненормированным рабочим днем и тяжелыми условиями труда. К требованиям секретаря примкнули другие сотрудники, поддержав ее в столкновении. На сторону директора встал редактор. Между двумя группами структурных подразделений устанавливается «война» от открытых скандалов, до причинения скрытых неприятностей. Директор и редактор угрожают несогласным работникам штрафными санкциями и увольнением. Секретарь обращается к юристу.
Задание:
1. Проанализировать тип поведения участников в конфликте.
2. Дать рекомендации по профилактике межличностных конфликтов в коллективе, исходя из особенностей личности участников конфликта.
Решение кейса № 4
В предконфликтный период позиция директора и редактора по отношению к секретарю и другим сотрудникам – «Критикующий родитель», поэтому, вероятно, в организации задержались сотрудники с позицией «Взрослый» и «Покладистый ребенок». К последнему типу относятся секретарь и менеджер по рекламе, которые безропотно выполняли повышенные требования администрации, не выражая претензий до инцидента с Заказчиком.
Позиции директора и заказчика в конфликте – «Разгневанный ребенок» и «Критикующий родителя», которые последовательно сменяют друг друга, привоя к эскалации конфликта. Также их поведение можно отнести к подтипу агрессоров «Танк» («паровой каток»).
Для конструктивного развития конфликта директору следует сохранять позицию «Взрослого», позволить заказчику «выпустить пар», разрядиться и вернуться в нормальное расположение духа, после чего предложить ему спокойно во всем разобраться, признать вину компании и изложить свои предложения по компенсации ущерба.
Редактор относится к типу «Скрытый агрессор» («снайпер»). Он старается причинять окружающим неприятности, навязать ощущение дискомфорта, прибегая к скрытым проявлениям агрессии. В конфликтной ситуации позиция редактора по отношению к директору – «Взрослый». Он переводит директорский гнев с заказчика на секретаря, отдавая себе отчет о возможных последствиях ссоры с заказчиком, а также преследуя свои давние цели сменить секретаря.
По отношению к секретарю он выступает в позиции «Критикующий родитель. С целью профилактики конфликтов общение с ним следует строить из позиции «Взрослый»: сохранять спокойствие, непредвзятое отношение и миролюбивое настроение, не попадать под влияние этого человека, не поддаваться эмоциям, воздерживаться как от обвинений, так и от оправданий. Учитывая «прицельную» и завуалированную агрессию «снайпера», адекватный способ взаимодействия с ним – не уклонятся от общения, налаживать контакт, разговаривать, выявляя, таким образом, причины конфликтности и неудовлетворенности человека и постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и потребностей. Если избирается другой путь – конфронтации – то следует противостоять его критическим «выпадам» и в том случае, если они необоснованны или чрезмерно завышены, спросить его, с какой целью он это делает.
Секретарь и рекламный агент принадлежат к типу «Сверхпокладистого», «Исполнителя». Это весьма выгодный для организации тип работника, но время от времени они способны провоцировать значительные конфликты в организации, поскольку, безотказно выполняя все распоряжения непосредственного начальника и сотрудников, доводят себя до истощения и нервного срыва. На предконфликтной стадии их позиция была – «Покладистый ребенок». На этапе эскалации конфликта их поведение относится к типу «Разгневанный ребенок» («взрывной человек»). Такой тип поведения характерен для работника беспомощного, эмоционального неустойчивого и незащищенного. А агрессия лишь способ удержать ситуацию под контролем. Главный принцип, которого следует придерживаться для того, чтобы избежать развития конфликта, – дать человеку возможность выразить свои эмоции. Затем следует убедить его в том, что вы внимательно слушаете его. Необходимо также дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым умиротворить сотрудника.
С целью профилактики конфликтов между редактором и секретарем рекомендуется при расстановке кадров в коллективе учитывать различия их темперамента и особенности эмоционального реагирования, а также специфику сферы деятельности (массовые коммуникации) и требования, предъявляемые профессией секретаря к психофизиологическим показателям (прежде всего, скоростным) и коммуникативным навыкам работника, то есть следует вывести девушку-меланхолика из-под непосредственного подчинения редактору-холерику и поручить ей работу, более соответствующую ее психотипу, – требующую кропотливости и вдумчивости, позволяющую равномерно распределять нагрузку, с фиксированным рабочим днем (возможно, в техническом отделе).