Содержание
Как отразится на объеме продаж в точке безубыточности 10%-ное повышение цены при следующих условиях
Как отразится на объеме продаж в точке безубыточности 10%-ное повышение цены при следующих условиях:
- переменные расходы на единицу продукции - 10 руб.
- постоянные расходы - 150 000 руб.
- объём реализации - 20 000 ед.
- цена реализации единицы продукции - 20 руб.
Решите задачу аналитическим и графическим методами.
Решение:
Переменные издержки – VC = 10 (руб.)
Постоянные издержки – FC = 150 000 (руб.)
Объем производства – Q = 20 000 (ед.)
Цена – P = 20 (руб.)
Аналитический метод
Определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки (та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков) по формуле :
= 150 000/(20 – 10) = 15 000 (ед.) – т.о. при продаже 15 000 ед. продукции предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны. Для того, чтобы рассчитать 10%-е увеличение цены, рассчитаем точку безубыточности при увеличении. Если цена увеличится на 10%, она будет равна :
Р1 = 20 + (20*10%) = 20 + 2 = 22 (руб.). Далее рассчитаем критическую точку при цене 22 руб. по той же формуле:
= 150 000/(22 – 10) = 12 500 (ед.)
Т. о., объем продаж в критической точке при цене за единицу продукции 20 руб. составит 15000 ед., а объем продаж в критической точке при цене за единицу продукции 22 руб. составит 12500 ед. Получаем, что объем продаж при повышении цены снизился, в процентном соотношении на
(1 – 12 500/15 000)*100% =16,66% .
Ответ:
10%-ное повышении цены отразится на объеме продаж снижением производства на 16,66%.
Графический метод
В прямоугольной системе координат построим график зависимости затрат и дохода от количества единиц продукции. По вертикали откладываются данные об издержках и доходе, по горизонтали – количество единиц продукции.
1. Для того чтобы нанести на график линию переменных расходов (VC), выбираем любой объем, предположим, 15 000 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 15 000* 10 = 150 000 (руб.) (точка А). Проводим линию переменных расходов от 0 до точки А.
2. Чтобы нанести линию постоянных расходов (ТС), отметим на оси ординат точку, соответствующую 150 000 руб. (точка В), а от точки А вверх отложим 150 00о ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных затрат. Линия ВС показывает общую сумму затрат.
3. Чтобы нанести на график линию выручки (TR), отмечаем точку Д, которая рассчитывается умножением цены единицы на объем продукции. Для выручки от реализации продукции по цене 22 руб.: 22 * 20 000 = 44 000 и по цене 20 руб.: 20 * 20 000 = 40 000 ед. Проводим линию от точек Д20 и Д22 до 0.
Если из критических точек опустить перпендикуляр на ось Q, то будет видно, что объем продаж уменьшается с 15 000 ед. до 12 500 ед.
Ответ: графическим способом, также можно увидеть уменьшение объема продаж с 15 000 до 12 500, или на 16,66 в связи с увеличением цены на 10%.