Содержание
Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 250 руб. (без НДС)
Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 250 руб. (без НДС). Переменные издержки 150 руб./шт., постоянные — 35 000 руб. в месяц (табл. V.1).
Таблица V. 1
Показатель На ед. продукции, руб. % Долей ед.
Цена реализации 250 100 1
Переменные издержки 150 60 0,6
Валовая маржа 100 40 0,4
Возьмите на себя роль финансового директора предприятия и ответьте на следующие вопросы.
1. Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу на 10 000 руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 30 000 руб. Следует ли одобрить повышение расходов на рекламу?
2. Заместитель генерального директора по производству хотел бы использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 25 руб. на каждую единицу продукции. Однако начальник отдела сбыта опасается, что снижение качества плит приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в месяц. Следует ли переходить на более дешевые материалы?
3. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реализации на 20 руб. и одновременно довести расходы на рекламу до 15 000 руб. в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае увеличение объема реализации на 50%. Следует ли одобрить такое предложение?
4. Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотрудников с окладов (суммарный месячный фонд оплаты — 6000 руб.) на комиссионное вознаграждение — 15 руб. с каждой проданной плиты. Он уверен, что объем продаж вырастет на 15%. Следует ли одобрить такое предложение?
5. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить отпускную оптовую цену, чтобы стимулировать сбыт и довести дополнительный ежемесячный объем оптовых продаж до 150 плит. Какую следует назначить оптовую цену на дополнительную продукцию, чтобы прибыль возросла на 3000 руб.?
Решение задачи 1
1. Поскольку увеличение расходов на рекламу меньше увеличения выручки (10 000 < 30 000), то положительное решение окажет благоприятное воздействие на прибыль. Повышение расходов на рекламу следует одобрить.
2. При переходе на более дешевые материалы валовая маржа на единицу продукции возрастет со 100 руб. до 125 руб. (150 руб. переменных издержек -25 руб. переменных издержек =125 руб.; 250 руб. цена реализации — 125 руб. переменных издержек = 125 руб. валовая маржа). В расчете на объем реа-лизации 350 плит в месяц это составит (125 руб. х 350) = 43 750 руб. против нынешних (100 руб. х 400) = 40 000 руб. Появление прироста суммарной валовой маржи в сумме 3750 руб. (43 750 — 40 000) говорит о приросте прибыли на ту же сумму. Поэтому предложение следует одобрить.
3. Снижение цены реализации на 20 руб. приведет к уменьшению валовой маржи на единицу продукции до 80 руб. (100 руб. - 20 руб.). Суммарная валовая маржа составит (80 руб. х 400 х 1,5) = 48 000 руб., что на 8000 руб. больше нынешнего показателя. Однако доведение расходов на рекламу до 15 000 руб. в месяц не только «съест» прирост суммарной валовой маржи, но и уменьшит прибыль на 7000 руб. Предложение следует отклонить.
4. Перевод сотрудников отдела сбыта на новые условия оплаты труда изменит как переменные, так и постоянные издержки. Постоянные издержки снизятся до 29 000 руб. (35 000 - 6000). Переменные издержки вырастут со 150 руб. до 165 руб. (150 + 15) на плиту, а валовая маржа на плиту уменьшится со 100 руб. до 85 руб. Сбыт увеличится на 15%, но суммарная валовая маржа уменьшится до (85 руб. х 400 х 1,15) = 39 100 руб. Тем не менее уменьшение суммарной валовой маржи на 900 руб. против нынешнего значения (40 000 руб.) перекроется снижением постоянных издержек на 6000 руб., и рост прибыли составит (6000 - 900) = 5100 руб. Предложение следует одобрить.
5. Для ответа на этот вопрос следует предварительно выяснить, перешло ли предприятие порог рентабельности данного релевантного периода.
5.1. Поскольку порог рентабельности перейден, то в расчет цены следует брать только возмещение переменных издержек, ибо в данном периоде постоянные издержки уже возмещены. Если назначаемая цена покроет переменные издержки, то прирост валовой маржи, а вместе с нею и прибыли, будет обеспечен. Таким образом, следует назначить цену, прибавив к переменным издержкам ожидаемую прибыль на единицу продукции:
150 руб. + 3000 руб.: 150 = 170 руб.
5.2. Если порог рентабельности не перейден, то надо назначить такую цену, которая возместила бы часть или все не покрытые еще постоянные издержки и обеспечила ожидаемую прибыль. Предположим, что предприятие имеет 6000 руб. убытков (40 руб. на плиту). Задача состоит в том, чтобы превратить эти убытки в 3000 руб. прибыли (20 руб. на плиту). Следовательно, цена должна составить: 150 руб. + 40 руб. + 20 руб.=210 руб.