Содержание
Какие из приведённых ниже определений материи являются философскими? Выберите
Ответы к тестам
1 (1, 3, 4, 5, 6, 8, 10).
2 (Е).
3 (2, 3, 5, 6, 7, 9).
4 (А 3, 5, 10; Б 1,6, 7; В 2, 4, 8, 9).
5 (1В; 2 Г; .3 Б; 4 Б; 5 Б; 6 А).
6 (А, Б, Д, Е, Ж, З, И, К, Л).
1. Какие из приведённых ниже определений материи являются философскими? Выберите подходящие для ответа, по вашему мнению, суждения.
1) Материя – это всё то, что обладает массой или энергией.
2) Материя есть всё состоящее из атомов.
3) Материя – это вещество, поле и вакуум.
4) Материя – это философская категория, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях.
5) Материя – это инобытие абсолютной идеи.
6) Материя – это конечная субстанция, первооснова всего сущего.
7) Материя есть постоянная возможность ощущений.
2. Эквивалентны ли приведённые ниже суждения?
- Все объекты материальны.
- Все объекты состоят из материи.
Варианты ответа:
1) Да.
2) Нет.
3. Что такое философская категория? Выберите правильный ответ из приведённых ниже.
А) Обозначение чего-либо.
Б) Любое понятие.
В) Понятие, отражающее связь любого типа.
Г) Предельно общее понятие, отражающее существенные универсальные связи.
4. Установите, какому из философских направлений принадлежит каждое из приводимых ниже определений сознания. Для этого соотнесите каждое определение с философскими направлениями, перечисленными ниже.
Определения:
а) сознание – такой же материальный продукт деятельносмти мозга, как желчь – продукт печени;
б) сознание является функцией головного мозга;
в) сознание – это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе.
Философские направления:
1) диалектический материализм,
2) объективный идеализм Гегеля,
3) вульгарный материализм.
5. Студент рассуждает на семинаре: «Если материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении, тогда сознание другого человека по отношению ко мне также является объективной реальностью, поскольку оно существует независимо от моего сознания и через язык, поведение воздействует на мои органы чувств, вызывая ощущение. Таким образом, сознание других людей есть для меня материя». Дайте критический анализ приведённого рассуждения, подобрав правильное суждение из приведённого ниже списка.
А) Это правильное рассуждение. Сознание другого человека действительно существует, оно не выдумано мной, значит, является объективно реальным. А материя, как известно, и есть объективная реальность.
Б) Это рассуждение содержит ошибку. Понятие «сознание» употребляется на разных логических уровнях: в одном случае оно употребляется в значении общем, как сознание вообще, то есть как философская категория; во втором же случае понятие «сознание» употребляется для обозначения индивидуального сознания, то есть в обыденном значении.
6. Прочтите два отрывка из работ известных отечественных философов, специалистов в области проблемы сознания. Выявите проблему, которая является предметом полемики между ними, разграничьте позиции. Используйте варианты ответов, приведённые ниже, из которых нужно выбрать правильные.
Фрагменты из работ философов.
1) Идеальное, существующее вне головы и вне сознания людей, - совершенно объективная, от их сознания и воли никак не зависящая действительность особого рода, невидимая, неосязаемая, чувственно не воспринимающаяся и потому кажущаяся им чем-то лишь «мыслимым», чем-то «сверхчувственным. (Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. №6. С. 136).
2) Для нас «идеальное», существующее «вне головы и вне сознания людей», есть либо материальное, либо гегелевский абсолютный дух. (Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. С. 40).
Формулировки проблемы.
А) Это дискуссия по «основному вопросу философии» (в формулировке Энгельса). Обсуждается проблема отношения сознания к материи.
Б) Дискутируется проблема существования идеального, возникшая в рамках «основного вопроса философии» (в формулировке Энгельса). Категория идеального здесь не тождественна категории сознания.
Укажите, какое утверждение из приводимых ниже относится к
1) Дубровскому,
2) Ильенкову.
Г) Допускает существование идеального помимо человека.
Д) Отрицает существование идеального помимо человека, считая такое допущение несовместимым с материализмом.