Содержание
Завод «Родник» специализируется на производстве безалкогольных напитков
Вариант 1
Завод «Родник» специализируется на производстве безалкогольных напитков. Объем реализации продукции за последние годы и доля рынка предприятия и основного конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице. Постройте матрицу БКГ по приведённым данным и сформируйте продуктовую стратегию предприятия.
Вид продукции Объем реализации по годам, млн руб. Доля рынка, 2008 г., %
2005 2006 2007 2008 «Родник» конкурент
1. Минеральная вода (1,5 л) 7280 7300 7350 7390 68 26
2. Минеральная вода (1л) 5460 5350 5200 4890 25 17
3. Минеральная вода ( 0,5 л) 890 980 1120 1290 21 30
4. Безалкогольные газированные напитки (1,5 л) — 2010 2630 2940 9 22
5. Безалкогольные газированные напитки (0,5 л) — — 500 590 7 10
Вариант 2
ОАО «Золушка» производит мучнистые кондитерские изделия. Объем реализации продукции за последние пять лет и доля рынка предприятия и основного конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице. Какова может быть продуктовая стратегия предприятия? Обоснуйте ответ, построив матрицу БКГ.
Вид продукции Объем реализации по годам, млн руб. Доля рынка, 2008 г., %
2005 2006 2007 2008 «Золушка» конкурент
1. Печенье «Лакомка» развесное 6520 6630 6700 6840 32 24
2. Печенье «Лакомка» фасованное — 769 890 1020 15 19
3. Печенье шоколадное «Сказка» развесное 3890 3980 4180 4590 27 32
4. Печенье шоколадное «Сказка» фасованное — 256 630 970 9 12
5. Пряник мятный 670 650 510 470 27 40
6. Пряник с начинкой 2280 2300 2350 2390 18 23
========
Предприятие «Альфа» производит кисло-молочную продукцию. Объем реализации за последние пять лет и доля рынка предприятия и основного конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице. Используя матрицу БКГ, сформируйте продуктовую стратегию предприятия.
Вид продукции Объем реализации по годам, млн руб. Доля рынка, 2008 г., %
2004 2005 2006 2007 2008 «Альфа» конкурент
1. Кефир 2200 2280 2300 2350 2390 33 18
2. Кефир для детей - 560 578 586 590 15 10
3. Творожок 5670 5890 5960 6020 6160 21 30
4. Творожок со злаками - - - 230 540 5 8
5. Йогурт 6890 6800 6900 6880 6950 11 9
6. Питьевой йогурт 3700 3610 3500 3320 3100 40 22
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Рассчитаем средние темпы роста рынка, характеризующиеся изменением объемов продаж (реализации) по формуле (13.1), где Y -значение объема реализации соответственно за n-й (текущий) или 1-й (базовый) год.
Определим средние темпы роста рынка для каждого вида продукции:
V2390/2200 = 1,02 ; V590/ 560 =1,02;
Мб 160 /5670 = 1,02 ; 4 = 540/230 = 2,3;
V6950/6890 =1,002; V3100/3700 = 0,96
Определим относительную долю, занимаемую предприятием на рынке по каждому виду продукции, как отношение доли предприятия на рынке к доле основного конкурента:
33/18 = 1,83;
15/10 = 1,5;
21/30 = 0,7;
5/8 = 0,625;
11/9 = 1,22;
40/22 = 1,81.
Рассчитаем долю каждого вида продукции предприятия в общем объеме реализации за минувший год. Общий объем реализации составляет 19 730 млн руб. Доля каждой из компаний будет равна:
2390 /19730 • 100 = 12;
590 /19730- 100 = 3;
6160/19730- 100 = 31;
540/19730- 100 = 3;
6950/19730- 100 = 35;
3100/19730- 100 = 16.
Построим матрицу БКГ (рисунок 13.1). В качестве масштабов оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются:
1) средний индекс темпов роста рынка, равный единице;
2) относительная доля рынка - средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке.
Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия.
На основе матрицы БКГ формируем продуктовую стратегию предприятия. Товарный портфель компании «Альфа» сбалансирован. Комбинация продуктов «вопросительные знаки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам - умеренная рентабельность, хорошая ликвидность, долгосрочный рост сбыта и прибыли. Можно рекомендовать изучить категорию «вопросительные знаки» с тем, чтобы оценить возможность при увеличении капитальных вложений превратить их в звезды, в первую очередь товар 3 - творожок.