Содержание
Рассмотрите ассортимент завода, выпускающего изоляционные материалы. На основе ABC-анализа
Вариант 1
Небольшой магазин имеет 7 видов продуктов. Затраты и годовой спрос на них указаны в таблице. Провести ABC -анализ.
Продукт 1 2 4 5 6 7
Цена ед. продукции, руб. 7 000 10 000 15 000 12 000 24 000 3 000 5 000
Годовой спрос, ед. 150 250 400 600 50 600 350
Вариант 2
ИП «Макаров» производит полиэтиленовую продукцию, цена и годовой спрос на которую представлены в таблице. Провести АВС-анализ и определить необходимость контроля каждой из товарных категорий.
Продукт Цена единицы продукции, руб. Годовой спрос, тыс. ед.
1) Плёнка общехозяйственного назначения 0,05 540,0
2) Плёнка термоусадочная ОД 320,0
3) Сретч-плёнка 1,0 185,0
4) Пакеты типа «майка» 0,5 12,5
5) Фасовочные пакеты 0,01 58,0
6) Пакеты с вырубной ручкой 1,5 15,0
7) Пакеты для мусора бытовые 1,1 32,5
8) Пакеты для мусора промышленного назначения 3,0 18,2
Вариант 3
Рассмотрите ассортимент завода, выпускающего изоляционные материалы. На основе ABC-анализа оцените значимость контроля запасов, исходя из представленных в таблице данных.
Продукт Цена единицы продукции, руб. Годовой спрос, тыс. ед.
1) Изолайн ПЛ под «тёплый пол» 25,0 56,0
2) Изолайн ПФ отражающая изоляция 27,3 45,5
3) Базальтовая изоляция «Евроизол» 1200,0 12,6
======
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Небольшой магазин имеет 7 видов продуктов. Затраты и годовой спрос на них указаны в таблице 11.1. Провести ABC-анализ с целью определения степени важности контроля запасов тех или иных продуктов:
• категория А (дорогостоящие продукты, требуют особого
внимания, составляют 10 % общего объема единиц и 70% общей стоимости запаса);
• категория В (обычные продукты, требуют обычного отношения, составляют 30 % общего объема единиц и 20% общей стоимости запаса);
• категория С (дешевые продукты, требуют небольшого внимания, составляют 60 % общего объема и 10% общей стоимости
запаса).
Таблица 11.1- Цена и годовой спрос на продукцию
Продукт 1 2 3 4 5 6 7
Цена ед. продукции, руб. 2 000 6 000 4 000 8 000 20 000 12 000 1 000
Годовой спрос, ед. 250 450 1 000 550 500 400 700
Определим годовое потребление каждого продукта, умножив цену единицы продукции на годовой спрос:
2000 • 250 = 500 000 руб.
6000 -450 =2 700 000 руб.
4000- 1000 = 4 000 000 руб.
8000-550. = 4 400 000 руб.
20 000-500 = 10 000 000 руб.
12 000 -400 =4 800 000 руб.
1000 • 700 = 700 000 руб.
Тогда итоговая стоимость равна: 27 100 000 руб.
Определим долю от общей стоимости каждого продукта: годовое потребление каждого продукта делим на стоимость всех продуктов, результат округляем до трех цифр после запятой.
500 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,018
2 700 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,099
4 000 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,148
4 400 000 руб. / 27 100 000 руб. = 0,162
10 000 000 руб./ 27 100 000 руб. = 0,369
4 800 000 руб./ 27 100 000 руб. = 0,177
700 000 руб./ 27 100 000 руб. = 0,026.
В таблице 11.2 расположим продукты по убыванию их доли в общей стоимости. Определим кумулятивную долю от общей стоимости. Каждое число 3-го столбца равно сумме предыдущего числа 3-го столбца и числа из этой же строки 2-го столбца. На основе кумулятивной доли от общей стоимости определим категорию продукта. Следует помнить, что границы между категориями часто бывают расплывчатыми.
Таблица 11.2- Иерархия стоимости продуктов
Продукт Доля от общей стоимости Кумулятивная доля от общей стоимости Категория
5 0,369 0,369 А
6 0,177 0,546 В
4 0,162 0,708 В
3 0,148 0,856 В
2 0,100 0,956 с
7 0,026 0,982 с
1 0,018 1,000 с
В нашем примере продукт 5, попавший в интервал (0; 0,37), отнесем к категории А; продукты 6, 4, 3, попавшие в интервал (0,37; 0,86), отнесем к категории В, а оставшиеся продукты, находящиеся в интервале (0,86; 1), отнесем к категории С. Таким образом, если ресурсы для контроля за запасами ограничены, то категории С (продукты 2, 7, 1) следует уделить меньше всего внимания.