Содержание
На рынке сельскохозяйственной техники региона конкурируют четыре крупных компании
Вариант 1
На рынке сельскохозяйственной техники региона конкурируют четыре крупных компании поставщика. Рыночные доли трёх из них соответственно 0,3; 0,2; 0,1. Найти рыночную долю четвёртой компании и коэффициент вариации рыночных долей.
Вариант 2
В городе конкурируют между собой четыре бесплатные газеты: «Мозаика», «Сити», «Вестник», «Народная». Доля первого издания на рынке рекламных объявлений - 54%, доля второго - 31%, доля третьего - 7%. Найти рыночную долю четвёртой компании и коэффициент вариации рыночных долей.
Вариант 3
В городе работают шесть крупных компаний по продаже книг. В «Книгомире» среднемесячные объёмы продаж составляют 18 000 книг, в «Литере» - 12 000 книг, в «Книжкином доме» - 5 000 книг, в «Парте» - 4500 книг, в «Книги от А до Я» - 4000 книг, в «Центральном доме книги» - 3500 книг. Найти рыночную долю каждой компании и степень конкуренции между ними.
Вариант 4
В посёлке Заречном работают три общеобразовательных школы. В школе №1 учатся 800 детей, в школе №2 - 1200 учеников, в школе №3 - 500 учеников. Найти рыночную долю каждого образовательного учреждения и степень конкуренции между ними.
Вариант 5
На рынке изоляционных материалов N-ской области конкурируют девять компаний. Рассчитайте уровень концентрации на различных сегментах рынка, исходя из показателей среднемесячных продаж этих компаний.
=====
Для определения уровня концентрации на рынке можно использовать коэффициент вариации рыночных долей. Так, если использовать коэффициент вариации, который представляет собой отношение среднеквадратичного отношения к среднеарифметической, то он будет равен нулю в том случае, когда равна нулю дисперсия и рыночные доли одинаковы. Коэффициент вариации будет близок к единице, когда одна фирма занимает подавляющую долю рынка. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (4.10), где V -дисперсия рыночных долей; п - число фирм в отрасли; qi - рыночная доля фирмы
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ
На рынке Нижнекамска работают пять торговых сетей, реализующих продукты питания. Их рыночные доли:
0,15; 0,25; 0,1; 0,2; 0,3.
Найти коэффициент вариации рыночных долей.
v = 5 /—[(ОД5 - 0,2)2 + (0,25 - 0,2)2 + (ОД - 0,2)2 + (0,2 - 0,2)2 + (0,3 - 0,2)2] = 0,35
Коэффициент вариации далёк от единицы, следовательно, концентрация на рынке невысока.