Содержание
Жители небольшого города получают медицинские услуги в трех городских поликлиниках,
Вариант 1
Жители небольшого города получают медицинские услуги в трех городских поликлиниках, рыночная доля которых 28 %, 24 %, 20 %, и в двух частных клиниках, рыночные доли которых 15 % и 13 % соответственно. Определите состояние конкуренции на рынке медицинских услуг данного города с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана.
Вариант 2
На российском рынке конкурируют четыре крупных производителей алмазов: «АЛРОСА», «ПО «Кристалл», «Полюс», «Якуталмаз». Их рыночные доли соответственно равны - 0,32; 0,28; 0,25; 0,15. Определите состояние конкуренции на рынке с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана.
Вариант 3
Какова конкуренция на рынке услуг высшего образования Удмуртской республики, если его составляют восемь вузов, имеющих следующие рыночные доли: Удмуртский государственный университет - 21 %, Ижевский государственный медицинский институт - 16 %, Ижевский механический институт - 14 %, Ижевский сельскохозйственный институт - 14,3 %, Глазовский государственный педагогический институт - 12,5 %, Ижевский государственный технический университет - 10,7 %, филиал ИжГТУ в г. Воткинске -6,0 %, филиал ИжГТУ в г.Сарапуле - 5,5 %.
=====
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является наиболее популярным среди экономистов. Он определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке по формуле (4.7), где qt - доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
На потребительском рынке города конкурируют пять крупных производителей обуви. Рыночные доли данных производителей равны соответственно - 34 %; 21 %; 18 %; 15 %; 12 %. Определим состояние конкуренции на рынке с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана:
HHI = (0,34)2 + (0,21)2+ (0,18)2 + (0,15)2+ (0,12)2 = 0,229.
Индекс находится в пределах от 1/5 = 0,2 до единицы. Таким образом, индекс приближается к левой части границы, а, следовательно, его значение показывает на несущественную концентрацию на данном рынке.