Содержание
По заключенному договору франчайзи обязан работать по правилам франчайзера. «Нужно понимать
1. Понятие института. Роль институтов в функционировании экономической системы.
2. Функции институтов. Формальные и неформальные институты.
3. Кейс «Выбор формы управления трансакциями на примере франчайзинга».
Как клонируют бизнес
В одном ключе. По заключенному договору франчайзи обязан работать по правилам франчайзера. «Нужно понимать, что если нерадивый франчайзи начнет, например, торговать просроченными продуктами, то тень ляжет на всю торговую сеть, - комментирует Александр Майлер. - При этом пострадавшему покупателю будет все равно, корпоративный это магазин или франчайзинговый».
Что требуют от партнера? Первое - наличие капитала, второе - помещение определенного размера, если речь идет о стационарных точках. Другие требования зависят от специфики бизнеса и франчайзинговых принципов компании.
Франчайзер «Baskin Robbins» обязательно потребует от будущего партнера также наличия помещения от 130 до 150 кв. м. Салон «Эконика-Стиль» может появляться только в центре города, помещение для него должно соответствовать размерам от 80 до 150 кв. м. Франчайзи выполняет его непременно в фирменном стиле, начиная от освещения до колора и марки плитки. В салонах разрешается продавать только обувь марки «Эконика», но при этом компания мягко относится к ценовой политике франчайзи…
Франчайзинг в общественном питании
Г-н Иванов, руководитель отдела франчайзинга компании «Рос-Интер», рассказал о средних экономических показателях ресторана сети Ростик'с, работающего по системе франчайзинга. <...> После заключения необходимых договоров проводятся обучение и подготовка сотрудников партнера. Партнер получает руководство по строительству. Ему оказывается помощь в составлении технического задания на проект ресторана. <.„> Партнер получает описание стандартов приготовления блюд и обслуживания покупателей, которые необходимо соблюдать.
«Мы работаем с опытными партнерами. Как показывает практика, быстрое питание - очень сложный бизнес. Даже в Москве, если месяц не следить за партнером, то начинает падать качество. ...Рестораны Ростик'с подключены к единой информационной системе. Все показатели бизнеса видны в этой системе в режиме одного дня, что позволяет отслеживать работу партнеров.<...>
Мятеж в стане «McDonald's». Франчайзи компании подают на нее в СУД
На бразильском рынке корпорация «McDonald's» столкнулась с на-стоящим мятежом среди собственных франчайзи. Около трети местных партнеров «McDonald's» подали на корпорацию в суд.
После нескольких лет борьбы за выживание 37 из 109 бразильских франчайзи «McDonald's» обвинили корпорацию в завышении расценок за аренду помещений, в отсутствии гибкого менеджмента и даже в развале их бизнеса. По словам одного из истцов, Жозе Мачедо, «McDonald's» завышает стоимость аренды. <...> Несколько истцов обвиняют «McDonald’s» в развале их бизнеса. Например, рассказывает Мачедо, рядом с двумя его закусочными корпорация открыла еще три. В «McDonald's» между тем утверждают, что открывают новые точки только после тщательного изучения рынка.
Вопросы:
Используя подход Уильямсона, ответьте на следующие вопросы.
- Охарактеризуйте параметры трансакции между франчайзи и франчайзером, в описанной выше ситуации.
- Какие типы специфических инвестиций франчайзи рассмотрены в данной ситуации?
- Какая структура управления используется в отношениях франчайзи и франчайзера в описанной выше ситуации? Аргументируйте свой ответ. Как Вы думаете, почему была выбрана такая структура управления трансакцией?