Содержание
Всемирно известная система ресторанов быстрого обслуживания "Макдональдс" пришла на российский рынок
Ситуация 9.
Всемирно известная система ресторанов быстрого обслуживания "Макдональдс" пришла на российский рынок в результате длительных переговоров. Потребовалось 12 лет, чтобы идея открытия в России ресторанов этой системы нашла юридическое закрепление. Переговоры об открытии в Москве ресторанов "Макдональдс" начались во время Олимпиады-76 в Монреале и завершились в апреле 1988 года подписанием договора о создании совместного предприятия "Москва - Макдональдс" между канадским филиалом фирмы "Макдональдс" и Мособщепитом. Соотношение долей участников в уставном фонде было зафиксировано: 51% российская сторона и 49% - канадская. С подписанием договора Россия стала 52 страной мира, в которую пришел "Макдональдс" . По договору предусматривалось открытие 20 ресторанов в Москве и перерабатывающе-распределительного комплекса для снабжения этих ресторанов полуфабрикатами.
Официальное открытие первого ресторана в Москве состоялось 31 января 1990 года. Рассчитанный на 700 посадочных мест, это был самый большой ресторан системы "Макдональдс". Планировалось, что в нем за
день можно будет обслуживать до 15 тысяч посетителей. Жизнь существенно скорректировала эту цифру в направлении увеличения. С первого же дня и надолго около ресторана выстроилась длинная очередь, которая сыграла неоднозначную роль в формировании имиджа ресторана "Макдональдс". Расположенный в Москве на пересечении Большой Бронной и Тверской улиц рядом с Пушкинской площадью, ресторан несомненно с самого начала получал ряд сильных конкурентных преимуществ. Однако во многом неожиданно это удачное по всем традиционным параметрам место расположения ресторана, создало для него и определенные трудности. Так, например, возникла проблема разрушения стиля и духа одного из исторических мест центра Москвы.
Одним из основополагающих принципов деятельности ресторанов "Макдональдс" является обеспечение единого уровня обслуживания клиентов во всех уголках мира. Соответствие продукции единому для всей системы стандарту качества, высокая культура обслуживания, чистота, доступность являются конкретными формами воплощения этого принципа, конкретными отличительными характеристиками, создающими во всем мире повышенную привлекательность ресторанов быстрого обслуживания "Макдональдс".
Обычно задолго до открытия ресторана фирма "Макдональдс" досконально изучает локальные ресурсы, поставщиков, а также все то, что может повлиять на качество. И только после этого фирма приступает к ресторанному обслуживанию клиентов. Качество исходных продуктов играет важную роль. Поэтому, начав реализацию проекта в Москве, фирма "Макдональдс" вынуждена была завезти в Россию из Голландии картофель сорта "Рассет Бэрбанкс", который наилучшим образом подходит для приготовления фирменного блюда: жаренного в масле картофеля. Однако, качество исходных продуктов не было основной преградой на пути к приготовлению традиционных блюд ресторана "Макдональдс". Важно было обеспечить ресторан качественными и поступающими своевременно в необходимом количестве полуфабрикатами. Для этого "Макдональдс" отступил от своей традиции: иметь в системе только рестораны, и пошел на строительство перерабатывающе-распределительного комплекса /ПРК/ снабжения ресторанов полуфабрикатами.
Получив в декабре 1988 года при содействии Моссовета земельный участок под строительство ПРК, "Макдональдс" в течении одного года построил уникальный производственный центр, объединяющий семь полностью автономных производств. Оснащенный самым современным производственным оборудованием из ФРГ, Швеции, США, Италии и Канады, комплекс производит все необходимые овощные, молочные, мясные и мучные изделия.
Мощности комплекса позволяют в течении недели перерабатывать до 72 тыс. кг натуральной цельной говядины.
"Макдональдс" уделяет огромное внимание вопросам формирования и поддержания имиджа фирмы, как глубоко осознающий свою социальную ответственность и старающийся максимально способствовать развитию общества. С открытием первого ресторана в 1955 г. фирма "Макдональдс" уделяет очень большое внимание оказанию помощи населению тех мест, где она ведет свою деятельность. Центром внимания со стороны фирмы являются дети и молодежь. Созданный в 1984 году Детский фонд Роланда Макдональдса оказывает большую финансовую поддержку в сферах здравоохранения, просвещения и социальной помощи больным детям. Был проведен ряд акций по сбору средств, которые направляются на приобретение необходимого медицинского оборудования, посылку российских детей на лечение за рубеж, на строительство центра реабилитации детей-инвалидов. К разряду социально-ориентированных акций фирмы "Макдональдс" следует отнести и ее решение о реализации ее продукции в ресторанах только за рубли и по относительно низким ценам.
Вопросы:
1. Какой тип стратегии развития реализует "Макдональдс" на российском рынке?
2. Выполнить СВОТ- анализ.