Содержание
Предмет логики и ее значение в профессионально-педагогической деятельности
Вопросы
1. Понятие о мышлении и его формах.
2. Диалектическая и формальная логика. Истинность мысли и ее логическая правильность.
3. Значение логики в профессионально-педагогической деятельности.
Задания
I. Выявите логические формы следующих высказываний:
1. Некоторые студенты являются спортсменами.
2. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности.
3. Все студенты – отличники.
4. Некоторые ученые – альпинисты.
5. Петров – студент.
Пояснение. В любой отрасли знания есть слова, сохраняющие свое значение в каждом рассуждении и, соответственно, выступающие в качестве логических постоянных. Это следующие слова: «все», «некоторые», «суть», «и», «или», «если…, то», «неверно, что», «необходимо», «возможно» и т.д. Например, В высказывании «Некоторые студенты являются спортсменами» слова «некоторые» и «являются» – это логические постоянные, слова же «студент» и «спортсмен» – логические переменные. Заменяем последние соответствующими символами S и P. Получаем выражение «Некоторые S суть P».
II. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены и в чем суть этих нарушений:
1.На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?». «Нет, конечно», – ответил преподаватель. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, – говорит студент, – я сегодня не сделал домашнего задания».
2. Невозможно съесть яйцо натощак: откусив яйцо один раз, будешь уже есть яйцо не натощак.
3. Студент покраснел, следовательно, он виноват.
4. В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все, же заслуживает хорошей оценки.
5. Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошел с лошади.
Например:
– «Один студент сказал товарищу:
– Купи сто апельсинов – я один съем.
– Не съешь.
Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Студент взял один апельсин и съел».
Пояснение. Нарушение закона тождества, выразившееся в отождествлении употребляемых в разных смыслах слов: «один» («я один» и «один апельсин»).
Список использованных источников